Как прятали немецкие следы.


А вот карта этих районов в составе Российской империи. Вот ведь парадокс. Немцев в управлении страны - ... мягко говоря, не меньше, чем русских, во главе страны - немецкая династия. Но на там, что мы сегодня считаем картами немецких областей - немецких топонимов нет. А территория будущей немецкой республики называется "Новоузеньский уезд".


Странно. До губернского центра - Самары менее 400 км, от Самары до Оренбурга тоже 400 км. 700 км от Саратова до Оренбурга. Города с чисто немецким именем. Но который в территорию немцев не входит. Есть еще крупнейший город с чисто немецким именем - Екатенринбург. 750 км от Оренбурга.


Других немецких имен у городов вокруг нет. Хотя... ведь даже Оренбург стал Оренбургом совсем недавно. в 1957 году ему вернули "историческое имя". До того город 20 лет назывался "Чкалов"... В честь погибшего летчика, который в Оренбурге не был ни разу...
Вообще мы знаем компанию по стиранию немецких имен - только по странному эпизоду августа 1914 года, когда Петербург на 10 лет в своей истории стал Петроградом. Первая мировая, патриотический подъем, немецкий царь неистово представляет себя русским. И парадокс - ему ВЕРЯТ. Он - немец, его вся родня и его жены - тоже немчуры, пруссаки, гессенские, дармштатдские, ганноверские, кассельские, вюртембергские... Но - столицу переименовали на русский манер - и все стало нормально? Но переименовали ли только столицу? Сколько еще переименовали других городов.
У нас в городе на металлургическом заводе - отказ от немецких корней довел до того, что в Истории города и Завода появились некие "польские инженеры", которые наладили производство металла и посуды. Польские (!) инженеры (!!) 19-го века (!!!). передавая химия и металлургия в стране, где все это появилось только после того, как поляки получили от немцев и австрийцев Силезские территории с заводами и наукой.
Выдумывали и верили в любую ахинею, лишь бы не чувствовать связь и обязанность перед немцами. Немецкие (и австрийские) фамилии вычеркивались. В лучшем случае - эти фамилии переделывались на итальянский манер.
То есть, профессура в университетах - немцы, преподаватели немцы, медицина, наука, больницы, школы... Учатся (в лучшем случае) на латыни - но признавать немецкое влияние считалось чем-то неудобным.



В итоге в любом уральском музее - забавная картина: про 100-200 лет истории любого города - никаких документов, а вместо этого посреди экспозиции стоит какой-нибудь прядильный станок, висит сарафан, над ним кокошник, под ним - стоптанные сапоги. И в лучшем случае - прилагается копия какой-нибудь грамоты, написанной по русски, с показными русскими "Ятями", обязательно от царя - с упоминанием строгановых или демидовых, и на фабричной бумаге начала 20-го века.
Зачем нужны немцы в Истории России?
Потому что в русской истории были немцы. И были везде и повсюду. Учителя, инженеры, врачи... Они жили рядом и составляли не совсем нацию. Скорей - сословие.
Их ремесленные технологии три века назад сделали доступными едва ли не для каждой русской семьи – топор, пилу, лопату, гвоздь и кастрюлю. Благодаря этим "следам" люди смогли переселяться из землянок и жить в домах, они поднялись - на север, на территории с холодным климатом. На чем возникла и поднялась русская деревенская культура. И вместе с ней — города, дороги, заводы. Традиции ремесленной и заводской культуры. Через сделанные из немецкой фанеры — русские балалайки и сделанные на немецких токарных станках — складные куклы-матрешки.
Когда в конце 1930-х в СССР закончился интернационализм, прусско-немецкий след в истории России стал еле заметным. А после войны - окончательно затерся. А этой «ниточкой» держались за Российскую империю – Финляндия и Прибалтика… А исчезли немецкие корни, забылось общее прошлое — и цепляться Прибалтике за Россию дальше оказалось не чем…
А в русской культуре так и не появился типаж дотошного и вьедливого инженера, который все знает, дисциплинирован, честен, начитан. А вместо этого типажа - в наше создание внедрился образ "силовика", который сам построить не сумеет, но может завистливо отжать чужое и метко испачкать оппонента.
...
|
</> |