Как прорваться в мировую элиту на "Ладе-Гранта"

Это – комплекс серьезных проблем, связанных, прежде всего, с проблемами модернизации экономики России, возможностью привлечения в эту отрасль необходимых государственных и частных инвестиций через гибкую политику пошлин, тарифов и налогов. Потому, что в ближайшее десятилетие Россия должна войти в число пяти ведущих экономик мира. Так определил поставленную задачу премьер-министр Владимир Путин. При этом он специально отметил, что имеет в виду вовсе не гонку за какими-то процентами, а качественный бросок в развитии отечественной экономики. Речь идет о том, чтобы на территории России действовала вся технологическая и промышленная цепочка – от исследовательских и конструкторских работ до выпуска конечной продукции. То есть восстановить то, что было раньше, но уже на базе высоких технологий, качественно изменить систему управления отрасли по вертикали, улучшить финансовую политику. К тому же практика показывает: точечная поддержка правительства в отношении авиастроения, судостроения и автопрома дает эффект краткосрочного значения. Хорошо, к примеру, известно, какую поддержку оказало правительство в период кризиса автопрому, особенно АвтоВАЗу. За два года предприятию было перечислено 75 млрд рублей по разным каналам и на разные цели. Но выпускаемая им продукция продолжает вызывать нарекания у потребителей. По данным на апрель месяц самым продаваемым автомобилем в России был Hyundai Solaris российского производства.
Журналисты, сопровождавшие Владимира Путина в поездке в Самару, рассказывают, что новая бюджетная модель "Лада Гранта", которую опробовал глава Правительства, сразу не завелась, а багажник заклинило. Правда, потом специалисты объяснили эти сбои наличием новых электронных начинок в этом авто, но этот растиражированный во многих СМИ сюжет, может стать символическим. Тем более, что специалисты утверждают: и в будущем АвтоВАЗ не сможет выйти на чистую прибыль без поддержки государства. Поэтому заявление о том, что "мы должны быть хозяевами на собственном внутреннем рынке", звучат пока только как лозунг.
Вообще переход к рыночной экономике наиболее болезненно сказался на российском машиностроительном комплексе, когда объемы производства сократились в разы. Свою лепту в эту проблему внесла и царившая долгое время в высших эшелонах власти неопределенность в государственной инновационной и технической политике, перераспределение финансовых средств в сырьевой сектор экономики, который, вопреки прогнозам, не выступил в роли катализатора развития смежных отраслей. Много напутали и многочисленные не продуманные на перспективу законодательные и нормативные акты. В результате машиностроение, которое обеспечивает средствами производства другие отрасли, определяет темпы роста производительности труда, затраты энергии, материалоемкость и новое качество конечного продукта в этих отраслях, фактически перестало развиваться. По данным Госкомстата, 65 процентов оборудования в этой отрасли эксплуатируется 15-20 лет, а оборудование, которое можно - и то условно - назвать современным, составляет менее 5 процентов.
Неслучайно на совещании в Тольятти Владимир Путин предупредил об опасности проведения политики деиндустриализации. Поэтому не только ввод в оборот понятия "государственная промышленная политика", переход на принципиально новые позиции, связанные с разработкой стратегических и структурных преобразований - как отдельных отраслей машиностроения, так и всего комплекса - повышение его инвестиционной привлекательности можно только приветствовать. Это означает наступление в России новой промышленной эпохи
|
</> |