Как производят пожарные машины в России

топ 100 блогов michail_shor12.11.2022

Дней 10 назад я писал о «дне открытых дверей» в ивановскую СПСЧ (Специализированная пожарно-спасательная часть), теперь остановимся чуть подробнее на пожарной технике.

В августе 41 года на небольшую машинотракторную станцию в посёлке Варгаши был эвакуирован Новоторжокский завод противопожарного оборудования из Торжка. Уже через 4 месяца там начали выпуск необходимой для фронта продукции — корпусов для авиабомб. К концу Великой Отечественной дополнительно наладили серийный выпуск пожарных автоцистерн. Еще через десять лет стали выпускать автомолоковозы, водовозы и рыбовозы.

К 80-м годам варгашинские пожарные машины экспортировались в почти два десятка стран мира, но уже к концу 90-х предприятие было близко к полному банкротству и уничтожению.

Было в те годы интересное мнение, что все производство надо распилить в прямом и переносном смысле. Зачем что-то свое производить, если «Заграница нам поможет»… Присылали же в начале 90-х гуманитарную помощь и окорочка разные, ну и все остальное пришлют. Забыли только граждане, что этот фразеологизм был достаточно ироничным указанием, что надеяться на помощь инопланетян или еще каких добрых дяденек с забугорья не стоит.

В итоге многие станки сдавали в металлолом в разных городах страны, а цеха зарастали пылью или становились торговыми центрами. Ну что я вам рассказываю — сами помните не хуже меня.

С большим трудом завод в Варгашах удалось отстоять. Длились с ним все возможные трудности много лет, были и победы, и поражения, но производство выжило и даже сохранило некоторые станки, которые по сей день выполняют свою работу.

Шаг за шагом теперь тут происходит обратный процесс — и теперь завод занимает около 30% российского рынка пожарных автомобилей, а половину производимого отправляет на экспорт в страны Восточной, Центральной и Юго-Восточной Азии и не только.

Вы можете увидеть автомобили отсюда на улицах своих городов, и, если вам интересно, я постараюсь сейчас показать, как тут (в Курганской области) производят пожарные и другие специальные автомобили.

Как производят пожарные машины в России

С завода на предприятие приходит шасси. Своим ходом. После прибытия и осмотра его направляют на сборочный участок, где происходит его доработка. Установят надрамник, трансмиссию насоса и так далее.

Как производят пожарные машины в России

На огромном складе уже подготавливают комплектующие для будущей пожарной машины. Большая их часть наша отечественная. 

Как производят пожарные машины в России

В заготовительном цехе происходит листообработка. На машинах лазерной и плазменной резки будут раскраивать алюминиевые листы и из всех других металлов.

Как производят пожарные машины в России

Листогибочный пресс-тандем находится там же. По сути это два автономных пресса и соответственно два рабочих места. Но если надо обработать длинный лист металла, то пресс может работать как единое целое. 

Как производят пожарные машины в России

Зачем сгибать если можно сварить? Ответ простой — так надежнее. Сварной шов может лопнуть или прогнить. А тут раз и готово. 

Как производят пожарные машины в России

На сварочно-заготовительном участке, как понятно из названия, происходит заготовка листовых деталей и производство емкостей для огнетушащих веществ — баки и цистерны.  

Как производят пожарные машины в России

А вот и сами цистерны. Их материал конструкционная сталь либо нержавеющая — в зависимости от пожеланий заказчика.

Как производят пожарные машины в России

Цистерны обрабатываются снаружи и изнутри антикоррозионными составами.

Кроме этого внутри устанавливаются ребра жесткости и волноломы — поскольку пожарные машины эксплуатируются на скоростях до 90-95 км/ч, то делают все, чтоб вода на скорости ничего не повредила в конструкции — гасится удар волны. Иначе при резком повороте машины, вода переворачивала бы ее. Так что цистерна – это не просто бочка на самом деле то.

Как производят пожарные машины в России

Остались на заводе и технологии практически из древности. Самый старый пресс тут 1930 года, есть оборудование и не сильно моложе. При этом все на ходу и не распилено на металл.

Постепенно на место морально и физически устаревшего оборудования закупается новое, которое позволяет повысить производительность труда. Дело это не быстрое и дорогое, но оно идет потихонечку. Опять же – если оборудование выполняет свою функцию, то какая разница какого оно года выпуска? А ведь совсем недавно все это могло превратиться в металлолом, а точнее в деньги за него в чьих-то влажных ручонках.

Как производят пожарные машины в России

Шасси заезжает в огромный цех. В начале его моют. После чего ставят на заранее приготовленное место. 

Как производят пожарные машины в России

На шасси устанавливают надрамник. Далее переносится топливный бак и воздушный фильтр. 

Как производят пожарные машины в России

Есть несколько бригад — подготовки, сварщиков, электриков и они машину за машиной проходят все шасси постепенно.

На будущую пожарную машину ставится надрамник с трансмиссией. Потом насос, цистерна и боковые кузова.

К каркасу специальным клеящим средством приделывают алюминиевое покрытие. Все для коррозионной стойкости.

Как производят пожарные машины в России

Каждую машину проверяют в дождевальной камере на герметичность. 

Как производят пожарные машины в России

А вот вам небольшой секрет. Не любят пожарные на своих машинах «чужие» надписи, должны быть свои – «пожарный отряд такой-то» или похожее. Так что там не может быть указано название производителя — «Варгаши», чай не «Лада» или «Рено» какое. По этой причине узнать автомобили оттуда можно только по вырезанным буквам VR на разных деталях. Так что, если увидите их, знайте, это с «Варгашинского завода противопожарного и специального оборудования».

Как производят пожарные машины в России

Подготовка к окрашиванию очень строгая. Все проверяется максимально внимательно — обезжиривается, продувается и снова проверяется.

Все для того, чтоб не покрасилось поверх грязи.

На участке комплектации и сдачи машин кроме покрасочного цеха есть пост контроля, где опять осматривают уже покрашенный автомобиль с целью обнаружить какие-то огрехи. Кстати, краска в основном отечественная, хотя если заказчик попросит импорт и будет готов ждать 5-6 месяцев дополнительно, чтобы ее привезли, - хозяин-барин.

Как производят пожарные машины в России

Тут же пожарная машина приобретает свой окончательный вид — устанавливаются лестницы, фонари, шторные двери и так далее. 

Как производят пожарные машины в России

Пока мы идем по цеху, в других работа не останавливается ни на минуту. 

Заглянем на механический участок. Он разделен на механическую обработку и на сборочно-сварочное производство.

Тут расположены токарная, сверлильная, расточная, шлифовальная и зубо-нарезная группа.

Как производят пожарные машины в России

Тут же стенды обкатки и проверки насосов. Именно тут проверяют напорные характеристики.

Как производят пожарные машины в России

На сборочном участке производят кабины боевого расчета, кузовов и всего остального, свариваемого из профиля и труб.

Как производят пожарные машины в России

Вот такая у нас необычная экскурсия получилась в этот раз. Надеюсь вам было интересно.

Это не единственное производство в Курганской области. И если получится, то в ближайшие дни мы побываем на более новом производстве – оно создано с нуля всего год назад, а уже строит новый цех в несколько раз больше действующего.

Если вы тоже работаете на таком заводе — не стесняйтесь об этом рассказать. Пусть в новостной ленте будет больше таких историй, чем разнообразных рассказов про астрологию, дыхание нижними чакрами и прочих консультаций инфожуликов.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спартак-ЦСКА, вчера. Место действия: Москва, Плющиха. Главное дерби страны (на этот раз хоккей). Мало кому такие исполнения нравятся, но, поверьте, люди добрые, мальчики должны драться. Раньше, кстати, школа на школу, двор на двор, деревня на деревню - всё это было в порядке вещей. Н ...
Борьба с различными воспалениями почек нередко растягивается на довольно длительный период. Такое серьезное заболевание обычно требует серьезного отношения к своему организму. Проблемы с почками зачастую ...
Один раз в столице нашей страны я попал в вытрезвитель, друзья. Попал туда после нескольких попыток милиционера отправить меня домой на электричке. Трудно представить, но виноваты во всем произошедшем очень вкусный портер и шпротный паштет. Знаете, да, когда к прохладному темному пиву с го ...
...
Для того, чтобы помешать России вторгнуться на территорию Украины, осталось мало времени, поэтому необходимо ускорить принятие мер для ее сдерживания. С таким предупреждением выступила разведка США, сообщает издание The New York Times со ссылкой на американских и европейских официальных ...