Как Примаков пытался уволить Путина
t_yumasheva — 15.03.2010 Теги: Путин ЯвлинскийХотела рассказать еще одну историю.
Так случилось, что очень быстро Евгений Максимович Примаков, не так давно утвержденный Думой премьер-министр, сильно невзлюбил директора ФСБ Владимира Владимировича Путина. Конфликт начался со странной истории. Е Примаков вызвал в Белый дом директора ФСБ В.Путина. Поговорили о текущем моменте, о каких-то проблемах, ну, в общем, о чем премьер и директор ФСБ обычно беседуют. И в конце Евгений Максимович неожиданно попросил организовать прослушку лидера «Яблока» Григория Явлинского. Владимир Владимирович сильно удивился. И сказал, что это недопустимо. Явлинский – лидер крупной депутатской фракции в Думе, политический деятель. Втягивать ФСБ в политическую слежку – это неправильно, вредно, а главное – незаконно. И неважно, кто его будет просить об этом, премьер или президент, он этого делать не будет. И он готов уйти со своего поста, если кто-то считает его позицию неприемлемой.
В.Путин после этого разговора приехал к главе администрации В.Юмашеву и рассказал об этом. А потом на ближайшей встрече с президентом, он доложил свою позицию папе, повторил, что прослушивать Явлинского считает недопустимым. Папа выслушал, возмутился, сказал, что Путин был прав. И история на этом вроде бы забылась.
Но Евгений Максимович не успокоился. Через пару месяцев он резко поставил вопрос перед папой об увольнении Путина с поста директора ФСБ. Причина – разгром профессиональных кадров в ФСБ. Лучших чекистов увольняют, а на их места приглашаются непрофессионалы, которые занимают все руководящие должности. Папа выслушал, сказал, что ему нравится, как работает Путин, это его вопрос, и он сам во всем разберется. Потом вызвал Путина, получил от него объяснения. Выяснилось, что картина, которую нарисовал премьер, мало соответствует действительности. Большая часть замов, как работала, так и продолжала работать. Вскоре в этом же убедился и сам Е.Примаков. Владимир Владимирович попросил премьер-министра встретиться с руководством ФСБ, и на этой встрече выяснилось, что большая часть замов все те же, кого Евгений Максимович отлично знал.
Тут важно иметь вот что ввиду. Президент нередко соглашался с аргументами Примакова, часто это было и по кадровым вопросам. Например, когда Евгений Максимович предложил Ю.Маслюкова на должность первого вице-премьера, ответственного за экономический блок, папе сильно не нравилось это предложение. Маслюков состоял во фракции коммунистов, и для папы отдать этот блок коммунистам было неприемлемо. Но он согласился с настойчивой позицией Примакова, и Маслюков был назначен первым вице-премьером. Также, папа согласился с просьбой премьера, когда Е.Примаков предложил уволить председателя ЦБ С.Дубинина и назначить на его место В.Геращенко. То есть в тот момент президент нередко шел навстречу премьеру в кадровых вопросах. Так как Евгений Максимович сам был из спецслужб, то папа и в этом случае мог поддержать его. Если бы он согласился с позицией Е.Примакова по директору ФСБ, судьба и карьера Владимира Владимировича сложилась бы по-другому.
И другое интересно. Когда В.Путин стал президентом, он никогда не вспомнил этот эпизод Е.Примакову. Евгений Максимович возглавлял фракцию в Думе, затем стал руководителем Торгово-промышленной палаты России, которую возглавляет по сей день. И он всегда пользовался поддержкой второго президента.
Когда вышла книга В.Путина «От первого лица», я прочитала ее, и слегка расстроилась, что Владимир Владимирович не рассказал об этом, важном эпизоде, как он отказался прослушивать Г.Явлинского. Это было, на мой взгляд, важно еще и потому, что добавило бы еще одну важную и существенную деталь, в связи с которой именно на В.Путине папа остановил свой выбор, как на кандидате в президенты, которого он хотел поддержать на будущих выборах. Я даже спросила Владимира Владимировича, почему он не написал об этом. На что он ответил, что такие вещи писать про себя некорректно.
Я бы тоже никогда об этом не рассказала. Если бы не появился этот мой блог в ЖЖ. Где я рассказываю о том, что происходило в 90-е годы.