Как поставить сказку. Часть 2

О предметном театре рассказывалось здесь. Сегодня о театре теней.

Театр теней
Что это такое
Теневой спектакль тоже построен на сторителлинге: спектакль ведёт рассказчик, а остальные с помощью теней иллюстрируют его рассказ. Тени могут быть разными: есть силуэтные тени (когда тень отбрасывают специально вырезанные фигурки), живые (тень отбрасывает человек целиком) и ручные («играют» пальцы актера). Все теневые техники можно объединить, иногда тень может даже выходить за ширму, и это очень зрелищно: вот лодка плывет перед ширмой, а потом заезжает за неё, и мы уже видим её удаляющуюся тень.
Сколько длится спектакль
Оптимальное время для домашнего спектакля — 7–15 минут.
Что понадобится
Для теневого театра вам будет нужна ширма (подойдёт простыня) и несколько источников света. Рассказчик находится перед ширмой, а актёры и свет — за ней. Проектор или настольную лампу удобнее всего поставить посередине на полу или на столе — это общий свет. Чтобы подсвечивать конкретные тени, каждый актёр должен взять в руку фонарик или телефон с фонариком. Если участников много, то можно назначить осветителей — они будут ответственными и за фонари для отдельных теней, и за лампу.
Если вы работаете с силуэтными тенями, то нужно заранее их вырезать и приготовить. Удобнее всего будет управлять ими с помощью палочек (подойдут палочки для суши), а закреплять фигурки пластилином.
Что ставить
Литературная основа может быть такая же, как в предметном театре: любимая книга, адаптированная под спектакль, — нужно выделить сюжетную линию, в которой есть интересная вам проблема и ее решение.
Как ставить
Хорошо, если по книге сразу понятно решение спектакля: к примеру, если это произведение про взрослых и детей или про великанов и лилипутов, то спектакль может строиться на игре с размерами теней. Допустим, вы берёте историю про Одиссея и Циклопа. Тогда один человек встает ближе к лампе, дальше от ширмы — у него получается большая тень, это великан Циклоп. Другой ближе к ширме, дальше от лампы — у него тень меньше, это герой Одиссей. По сюжету Одиссей протыкает глаз Циклопу — актеру достаточно вытянуть вверх по диагонали руку, чтобы у зрителей создалось впечатление, что его палец попадает в Циклопа.
Теневое мастерство требует репетиций, поэтому для такого спектакля точно понадобится режиссёр — человек, который все репетиции будет находиться перед ширмой, чтобы следить, не перекрывают ли друг друга тени и хорошо ли они видны.
Интересно, когда тени начинают взаимодействовать с рассказчиком. К примеру, он рассказывает, как герои пошли в лес, и на плечо ему садится птичка (силуэтная тень), рассказчик на неё дует, и птичка улетает. Ещё один удачный приём — использовать контраст одного и толпы, когда все актеры за ширмой одинаково откликаются на слова рассказчика. Тогда сцена с лесом будет выглядеть так. Рассказчик говорит: «И пошли они в лес», — все остальные актеры изображают руками качающиеся веточки. Рассказчик: «И увидели кота», — все актеры начинают мяукать и поднимать руки с согнутыми пальцами, как будто царапаются.
Образ рассказчика стоит всегда связывать со спектаклем. Подумайте, кто бы мог рассказывать вашу историю? Если это сказка — бабушка или дедушка. Если древнегреческий миф — грек в тоге. От чьего лица неожиданно услышать знакомый сюжет? Рассказчиком «Волшебника страны Оз» может быть не только Элли, но и Тотошка, а сказки Пушкина может рассказывать даже дуб у лукоморья.
Как сделать спектакль интереснее
Театр можно извлекать из всего. Ширма тоже может быть игровой: например, если это спектакль по «Мэри Поппинс», то он может начинаться с того, что семья Бэнкс ищет няню, все актеры ходят по сцене с газетами, а потом меняется ветер, и сверху надвигается ширма, склеенная из кусков газет. Можно играть с освещением: менять свет проектора на синий (если происходит что-то волшебное), красный (если надо изобразить опасность). Блуждающим фонарем можно показывать опасные моменты, кульминацию, какую-то нестабильность. Им же — сделать акцент на герое. Очень интересно в теневом театре смотрятся постановочные танцы. Если по-разному работать с лампами, то изображение будет преломляться — это будет эффектной перебивкой в спектакле. Оживить спектакль поможет и музыка: лучше, чтобы она была живая, например барабан или колокольчик для акцентов или общего фона.