Как понять "Черный квадрат" Малевича, исключительный проект ГЭС-2
nefer — 29.07.2024 В залах ГЭС-2 проходит выставка, посвященная Казимиру Малевичу и его знаменитой картине. На самом деле, это не совсем так, а точнее, совсем не так.Это проект, который объединяет мировые шедевры, так или иначе связанные с этой работой. Я посетила выставку как бы между делом, заодно, заглянула в обеденный перерыв. Однако, она стала для меня открытием!Безусловно "Черный квадрат" является центральным объектом экспозиции. Я не смогла записаться на медиаторскую экскурсию, мест уже не было, побродила с аудиогидом. Выставка рассказывает, как открытия Казимира Малевича повлияли на отечественное и зарубежное искусство ХХ века.
Сначала небольшая предыстория, пролог тксзть. От "Черного моря" Айвазовского до "Черного квадрата" Малевича. Казалось, бы совершенно невозможно от реализма прийти к столь радикальному варианту беспредметного искусства. Однако, с обратной стороны стены, на которой висит картина Айвазовского, есть работы передвижников, например, картина Архипа Куинджи "Степь". И тут, и там все сводится к одной единственной линии горизонта. Однако, как говорится, есть нюанс.
"Черный квадрат" стал возможен благодаря художественным направлениям, которые появились до него: символизму, футуризму, кубизму. Ранние работы Малевича напоминают стиль Пикассо. Для примера на выставке представлены несколько картин, в том числе "Флейта и скрипка" - классика кубизма. Пикассо написал ее в 1913 году. В настоящее время она хранится в Эрмитаже.
В том же году Малевич создал эскизы к футуристической опере Михаила Матюшина и Алексея Крученых "Победа над солнцем". Произведение было авангардным. Необычная музыка, заумный текст. Именно тогда у Малевича возникла идея "Черного квадрата".
В то время Малевич экспериментировал и искал себя. Многие идеи оказались более радикальными, чем у Пикассо, последователем которого он был. Это картина "Авиатор". Совершенно парадоксальная композиция. Малевич объяснял, что так он видит новый мир, в который пришел научно-технический прогресс, и изменившийся ритм жизни.
"Черный квадрат" появился как самостоятельное произведение осенью 1915 года. Это был уход от реальности и новое направление - супрематизм. Впоследствии Малевич выполнил еще несколько вариантов "Черного квадрата", один из которых 1923 года представлен на выставке в пространстве ГЭС-2.
На фото известная картина Малевича "Крестьяне", созданная в 1930 году. Сейчас она находится в коллекции Русского музея.
В 1917 году Малевич создал серию "Белое на белом". На что Александр Родченко моментально отреагировал и выдал серию "Черное на черном". Это был своеобразный троллинг. Родченко не поддерживал идеи Малевича, он считал, что искусство должно быть более прикладным. Затем в 1921 году Родченко создает триптих "Гладкий цвет" и объявляет его логическим концом живописи. Это три холста, ровно выкрашенные в красный, желтый и синий. Их тоже можно увидеть на выставке.
Работа современного автора - Никиты Алексеева "Впечатление от цвета"
Внезапно, Заха Хадид "Тектоник Малевича". Работа создана в 2015 году, спустя 100 лет с момента появления "Черного квадрата".
Буквально за углом встретила проуны Лисицкого. Проун - это проект утверждения нового. Эль Лисицкий писал о них так: "Я назвал их проун, чтобы не искали в них картины. Я считал эти работы пересадочной станцией из живописи в архитектуру. Каждая работа представляла проблему технической статики или динамики, выраженную средствами живописи". Это было тоже знаковое явление. Мир тогда действительно сильно изменился.
В начале XX века появляются большие города. В больших городах строят высокие здания. В больших городах есть электричество, в них много машин, много людей и много шума. Художники изображают это на своих картинах.
Александра Экстер "Москва, синтетический город". Это работа 1914 года. Синтетический - то, что состоит из многих частей. Картина показывает разные части города: церкви, трубы заводов, здания, улицы - все вперемешку. Экспонат из коллекции Иветы и Тамаза Манашеровых.
Борис Турецкий "Абстрактная композиция", 1958. Вообще, главной темой работ художника было несовершенство мира. Турецкий прославился, создавая огромные, до двух метров гуаши. Художник Михаил Рогинский называл эти работы "дурдомом".
В 1950-х же Борис Турецкий создал такую серию беспредметных композиций. Позже художник полностью отходит от живописи и работает с объектами. Он создает композиции, используя обувь, перчатки, консервные банки, вилки, которые складываются в портреты. За это Турецкого приписывают к советскому поп-арту.
"Черный квадрат" будоражит умы художников до сих пор. В 2012 году работа Малевича послужила вдохновением для Эрика Булатова, который создал работу "Черный вечер, белый снег". Это строка из поэмы Александра Блока "Двенадцать".
Еще одна работа Эрика Булатова "Дверь". Художник считается одним из главных представителей школы московского концептуализма. Его произведения хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
Александр Юликов "Красная звезда и Черный квадрат", 2016. Классика русского минимализма.
Аудиогид произнес ключевую фразу: история восприятия "Черного квадрата" Малевича не была линейной. Малевич хотел с помощью искусства просвещать массы. Однако, власти абстракционизм не одобрили. С 1930-х годов работы Малевича и других авангардистов перестали выставлять в СССР. На 50 лет картины сослали в запасники. Авангард вернулся лишь в 1981 году, это была выставка "Москва - Париж" в Пушкинском музее. До этого Малевича знали фактически по репродукциям, которые тоже были редкостью. Получается, для многих людей "Черный квадрат" был как фантом, вроде существует, но мало кто видел.
Несмотря на то, что авангард в СССР показывать перестали, он никуда не исчез. На фото культовый экспонат, который приходят увидеть многие. Это совместная работа американских художников Энди Уорхола и Жана-Мишеля Баския.
Или такое. Михаил Рогинский "Стена с розеткой", 1965. Это тот, который работы Турецкого называл "дурдомом".
Александр Дейнека "Текстильщицы". Картина написана в 1927 и хранится в Русском музее.
Фотография Александра Хлебникова 1930-х годов. Изображена девушка, рекламирующая парфюмерию. Лицо девушки выступает в роли фона, главный объект - флакон с духами.
Василий Кандинский "Импровизация", 1913. Импровизация - это картина, созданная художником без подготовки. Он не знал заранее, что нарисует и не рисовал что-то конкретное. Кандинский считал, что каждый цвет символизирует звук. Например, красный - это звук барабана.
Владимир Марин "Дом" из серии "Неоспоримые свидетельства", 2016. Какая структура!
Это напомнило мне планкинг :) Простите. Флешмоб был популярен в начале 2010-х.
Получается, Малевич, который призывал освободиться от старины и разрушить музеи сам стал музейным экспонатом. А "Черный квадрат", который провозгласил когда-то конец живописи, до сих пор вызывает неподдельный интерес. Сняла небольшое видео про выставку, посмотрите.
Итак, на картине Малевича изображена геометрическая фигура - квадрат. Художник рисует ПРОСТО КВАДРАТ. Квадрат ничего не изображает. "Черный квадрат" Малевича - это просто квадрат. Мир в XX веке сильно изменился. Малевич хотел показать эти перемены в живописи.
Выставка в галерее ГЭС-2 продлится до 27 октября 2024 года. Проект исключительный. Картины из разных музеев и частных коллекций собраны в одном месте! Вход на выставку БЕСПЛАТНЫЙ, но надо зарегистрироваться. Очень рекомендую.
Добавьте меня в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации
LiveJournal / Дзен / Youtube / Одноклассники
Поделитесь постом с друзьями
|
</> |