как помочь ребенку сделать выбор?
ru_psiholog — 15.02.2020Сыну почти 17 лет, и ему сейчас надо сделать выбор, а он говорит, что *я не знаю, что выбрать, чтобы не сожалеть потом об этом*.
Какие есть методики или способы для 17 летнего подростка, чтобы он смог отрефлексировать и понять, что ему хочется? И как его научить не сожалеть о сделанном выборе?
Мы живем в Америке, и старший сын учится в 10 классе
американской школы, всего 12 классов обучения. Его школа
сотрудничает с колледжем, который дает возможность
параллельно со школой получить спецкурсы на уровне колледжа (это
экономит время и деньги) по разным направлениям. Их несколько, но я
знаю только про 2, на которые сын подал заявки и, соответственно,
проходил интервью, это ИТ (информационные технологии) и
медицина. Количество мест ограничено, а желающих много, например, в
ИТ на 4 места было подано 90 заявок. Сыну нравятся оба направления
(ИТ и медицина), и зная про большую конкуренцию он уже решил для
себя, что если его берут только в одну программу, то он идет туда,
если его не берут ни в одну из программ, то он в 12 классе сможет в
местном колледже взять несколько классов, а какие именно, он будет
решать потом. Заранее скажу, что сын уже проходил
профориентирование в школе, и результаты теста выдали, что у него
есть склонности к ИТ и медицине.
Вчера сыну пришло приглашение на обе программы, надо выбрать до 28
февраля. И у него ступор и страх, он не знает, что ему сейчас
выбрать, как он сам сказал *я не знаю, что выбрать, чтобы не
сожалеть потом об этом* (он высказался чуть грубее, но смысл именно
такой).
Мы ему сказали, да, это сложно, и бывает, что люди теряются
перед необходимостью выбора и часто выбирают ничего не делать.
Грубо говоря, у тебя сейчас 3 возможности -
1. выбрать ИТ программу
2. выбрать медицинскую программу
3. ничего не выбрать
Сын сказал, что ничего не выбирать глупо, так что #3 отпадает
сразу, но он не знает, что выбрать #1 или #2. Мы с мужем ему
пытались донести мысль, что даже если он сейчас делает какой-то
выбор, а потом через год поймет, что это не его, то ничего
страшного. Он сможет закончить школу, пойти в колледж и взять там
классы по другой программе, но у него уже будет опыт и реальное
понимание того, что, допустим, ИТ ему не подходит. И даже если он
посвятит этому направлению 20 лет, а потом решит сменить
специальность, то это тоже не проблема, многие люди в Америке
переучиваются после 30 и 40 лет. Мы предложили ему абстрактно
подумать, что ему нравится больше, и кем он себя хочет видеть через
10 лет, после слов *Не знаю* он сказал, что *хочет ничего не
делать, но чтобы у него были деньги*. На что мы сказали, есть
вариант выиграть джекпот или подумать, какая работа дает
больше оплаты при меньших трудозатратах - здесь это возможно и в
медицине, и в ИТ. Обговорили с сыном различие условий труда в ИТ и
в медицине, по его словам, ему подходит и то, и другое.
И я в сомнении, то ли мы выбираем неправильные слова, чтобы донести
свою мысль, или направить его, чтобы он сам для себя определил, что
ему важнее всего, то ли в 17 лет это в принципе невозможно. Он
мечется и не знает, что выбрать, и от этого он весь в напряжении.
Как можно помочь 17 летнему подростку - предложить ему думать более
абстрактно о выборе или обратить внимание на конкретику?
|
</> |