Как показать жизнь
dinoza_yats — 17.12.2016 Если бы я к себе не так придирался, я бы постоянно выкладывал сюда цитаты из любимых писателей и поэтов. Однако каждый раз, когда руки чешутся поделиться, говорю себе: а своими словами? Не так гениально, но своими? Надо, надо говорить по-своему... Да. А Левитанского я бы вообще всего на цитаты растащил, только им бы и разговаривал, но берегу любимого поэта.И вот недавно перечитывал из цикла «Кинематограф» стихотворение «Как показать зиму».
...но вот зима,
и чтобы ясно было,
что происходит действие зимой,
я покажу,
как женщина купила
на рынке елку
и несет домой,
и вздрагивает елочкино тело
у женщины над худеньким плечом.
Но женщина тут, впрочем,
ни при чем.
Здесь речь о елке.
В ней-то все и дело.
Читал в сотый, наверное, раз, вздрагивая от восторга. И правда ведь, как еще показать зиму, и центр зимы – Новый год. Не говоря о нем, но показывая. И сразу видишь женщину, только по одному плечу – видишь всю. Сама несет, значит одна, значит больше некому.
Итак,
я покажу сперва балкон,
где мы увидим елочку стоящей
как бы в преддверье
жизни предстоящей,
всю в ожиданье близких перемен.
Затем я покажу ее в один
из вечеров
рождественской недели,
всю в блеске мишуры и канители,
как бы в полете всю,
и при свечах.
Ну конечно, балкон. Кто их нас не держал когда-либо елку на балконе перед тем, как ее нарядить тридцатого или тридцать первого декабря? Мгновенно переносишься в те годы и на те балконы, действительно – как в кино.
И наконец,
я покажу вам двор,
где мы увидим елочку лежащей
среди метели,
медленно кружащей
в глухом прямоугольнике двора.
Безлюдный двор
и елка на снегу
точней, чем календарь, нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Да! Так все и было десятки раз. Праздник, гул разговоров, тепло и жар застолья, головокружение от шампанского. А в следующие дни – уборка, вынос мусора, а возле баков уже стоят или лежат прислоненные елки с запутавшейся мишурой, серебристым «дождиком». Вот и год прошел. Опять прошел, когда они успевают?
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней, да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о елке.
В ней-то все и дело.
Я всегда думал, что поэт специально лукавит, нарочно говорит, что речь не о женщине, а о елке. Чтобы именно о женщине мы думали. Известный прием. Вот я и думал всегда о женщинах... Лучше бы о елках.
Но недавно, перечитывая, я подумал именно о елке, и меня продрал мороз по коже. В ней-то все и дело? Именно. Может быть, поэт вовсе не пытался хитрить, а прямо говорил, но я не понимал. Елка. В том-то и дело. Вначале праздник, потом забвение. И тебя выбросили. Это настолько обыденно, так банально и лежит на поверхности, что только я со своей наивностью и романтической слепотой мог не уловить очевидного смысла.
|
</> |