Как погибают в горах - 3

топ 100 блогов vasiliy_okochka24.05.2013 “Мамочка, через полчаса я, наверное, умру”, – сказала Таня Хаджинова, когда около 6 утра ей удалось по мобильному телефону дозвониться домой. А мама ей: “Доця, делай что-нибудь! Пожалуйста, живи!” И она выжила, как и еще семь студентов Донецкого института туристического бизнеса, которые отправились покорять Ай-Петри 20 октября. Но троим - Михаилу Кучковскому, Антону Емельянову и Татьяне Жеребченко - так и не суждено было дождаться спасателей.

Как погибают в горах - 3 AiPetri
Вид на Черное море с Ай-Петри. Автор фото: Dmitry A. Mottl.

Официально
Утром 21 октября в оперативно-дежурную часть МЧС поступило сообщение о том, что ночью в районе Ай-Петринского яйлы на Южном берегу Крыма заблудилась группа в составе одиннадцати 18-20 летних студентов Донецкого института туристического бизнеса и их 55-летнего руководителя Александра Скибенко. Спасателей о своем походе группа не известила. Как рассказал командир Крымского специального (военизированного) аварийно-спасательного отряда Эдуард Арамян, о несчастье им сообщили из Донецка. По некоторым данным, ночью одна из студенток по мобильному телефону позвонила домой и рассказала о тяжелом положении группы. Утром президент Донецкого института турбизнеса Анна Кузьменко направила начальнику Бахчисарайского аварийно-спасательного пункта факсограмму. В 9.15 утра началась спасательная операция, через два часа группу удалось обнаружить в районе села Васильевка, возле вагончика газостроителей. На тот момент трое ребят уже не подавали признаков жизни. По словам врачей, уцелевшие находились в шоковом состоянии и разговаривали с трудом, у них у всех одинаковые диагнозы - переохлаждение, изнеможение, нервные срывы. А появление ночных галлюцинаций медики объясняют сочетанием высокого давления и сильной усталости.
Кроме того, по некоторым данным, одной из причин гибели студентов могло стать купание в озере. Одна из участниц похода рассказала, что именно эта троица перед походом на плато купалась в Банном озере в Большом каньоне. Купание могло ускорить процесс переохлаждения.
...Нельзя передать словами, что творилось с теми, кто был в институте турбизнеса 24 октября, в день похорон Михаила Кучковского. Его хоронили первым из троих погибших.

У подножия Рока
Многое из того, что произошло в ту страшную ночь на северном склоне горы Ай-Петри, остается непонятным, но вот какие подробности “ДН” удалось установить.
Ребята прибыли в Крым 16 октября вместе со своим руководителем, мастером спорта по туризму Александром Скибенко. Всего в группе было 11 человек. Остановились в селе Многоречье, где провели три дня, а 20-го числа решили пройти через Большой каньон, выйти на северный склон Ай-Петри (высота 1234 м) и спуститься вниз. Когда ребята добрались до плато, неожиданно спустился сильный туман. Группа сбилась с пути. До 11 часов утра следующего дня студенты и их 55-летний преподаватель находились в горах на высоте 1200 метров без палаток, спальных мешков и теплой одежды. По данным синоптиков, на почве в ту ночь были заморозки - минус 5 градусов...

Заблудившиеся встретили автобус, но не поехали на нем!
Вот что вспоминают те, кому довелось всю ночь бороться со смертью.
- Я впервые приехала в Крым, – рассказывает Лилия Кандела. – Вышли на маршрут рано утром (некоторые издания сообщали, что группа отправилась в горы, когда уже начало смеркаться. - Прим. автора). Прошли Большой Крымский каньон и рассчитывали добраться до места стоянки, в село Многоречье, без ночевки. Инструктор нас предупреждал, чтобы одевались потеплее и брали с собой дождевики, потому что уже с утра шел небольшой дождик. (Но, как выяснилось, почти все ребята отправились в горы в одних спортивных костюмах, и лишь некоторые захватили с собой ветровки). Так получилось, что время мы немного не рассчитали. Из-за тумана долго ходили, поднимались по каким-то каньонам, потом вышли на гору. Долго искали тропинку, потому что все было засыпано листьями и ничего не было видно. Что дальше произошло, не помню...
- Потом мы все же нашли тропинку, - продолжает первокурсник Ярослав Мельников (он тоже впервые побывал в Крыму, хотя в горы ходил и раньше). Но она оказалась не той, которая была нам нужна. В общем, заблудились, начался сильный дождь, к тому же туман, ветер сумасшедший. Одну девочку порыв ветра чуть не скинул в пропасть, ее наш преподаватель Алексей Константинович спас. Мы шли четверками, держась за руки, но ветер нас все равно сносил. У одного мальчика началась истерика, затем он потерял сознание и упал. Мы привели его в чувство, взяли под руки и повели дальше. Когда уже решили возвращаться, то встретили автобус с рабочими, но он ехал не в нужном нам направлении, в село Соколиное. Водитель посоветовал нам идти прямо по дороге и никуда не сворачивать. Очевидно, мы где-то все же повернули не туда.
Мысль о том, чтобы сесть в автобус и отправиться в Соколиное, никому в голову не пришла. Почему на этом не настоял опытный руководитель, остается загадкой...
“Поход на Ай-Петри был несанкционированным!” - заявляет руководство вуза
Походы в Крым были своеобразной традицией института, но обычно они проводились весной, с группой ехало несколько преподавателей, и студенты проходили только по каньону. И сейчас они не должны были подниматься выше.
Президент Донецкого института турбизнеса Анна Кузьменко сообщила “ДН”: “По поводу этого похода у меня был скандал с Алексеем Скибенко. Я сказала, что не могу дать согласия на поездку... Это мероприятие не было запланированным и соответственно не было надлежащей подготовки. Первокурсники должны готовиться к таким дальним маршрутам не менее сезона. Но они просто умоляли отпустить их! Единственное, что мы могли сделать, - это обзвонить родителей и предупредить, что своего согласия на этот поход не даем. А они уже решали сами, кого пускать, а кого нет. Скибенко написал на эти дни заявление на отпуск за свой счет”...

Подарок Тане на совершеннолетие оказался последним
После того, как рабочие, направлявшиеся в Соколиное, указали группе дорогу, прошло часа четыре вместо предполагаемых полутора. К тому времени горная стихия разыгралась не на шутку – дождь, ветер, непроглядный туман и ... мороз.
- Когда мы начали выходить на вершину Рока, поднялся очень сильный ветер, появился туман, вспоминает Валерия Кузнецова. Инструктор предлагал идти дальше, но у нас просто не было сил, и мы остановились возле елок... Засыпали от холода, усталости.. Один из троих погибших еще утром был жив. Если бы ему тогда оказали помощь, то сейчас он был бы с нами. Второго, Антона, я поддерживала. Потом мне стало плохо, я его отпустила и отлетела метров на пять такой сильный ветер был. Я упала. Помню, что меня звали, но сил отозваться уже не было. Меня спасло то, что в тот момент подумала о маме. А Антон начал нести всякую чушь ... Когда он вырвался из моих рук, я думала, что он просто решил сесть отдохнуть. А утром я его первая увидела, он лежал... Перевернула, а он неживой. С восьми вечера и до утра все стояли, прижавшись друг к другу, чтобы хоть чуть-чуть согреться и удержаться на ветру. Тех, кто послабее, ставили в середину. Миша (второй погибший) был очень слаб. И Таня (она тоже погибла) была в ужасном состоянии... Она все время твердила: “Я уже не могу”. Таня упросила маму отпустить ее в этот поход. И мама согласилась в качестве подарка на 18-летие дочери, которое отмечали в октябре. А Миша единственный ребенок у родителей! Его вся семья провожала в Крым...

Как они спасались...
- Через каждых 10-15 метров пересчитывались, вспоминает Ярослав, чтобы никого в темноте не потерять. Ночью у меня начались галлюцинации... Можно считать, что Лиля и Наташа спасли мне жизнь. Они не отпускали меня от себя, тормошили каждые пять минут, чтобы я не уснул.
Вода к тому времени уже закончилась. Мы ведь рассчитывали припасы до пяти часов вечера. Наташа увидела, что я уже вообще никакой, и надавала мне пощечин. Я кое-как пришел в себя. Где-то в девять вечера мы остановились. Нашли небольшой лесок, спрятались за елками. Ветер дул не так сильно, но костер разжечь не смогли. Собственно, там была всего одна большая ель, за которой можно было укрыться. Не то, что спать не ложились, никто даже не садился! Всю ночь простояли. Когда рассвело, Алексей Константинович пошел за подмогой, хотел найти какую-то машину. Мы остались, друг друга подбадривали, пытались танцевать. А потом решили идти дальше и встретили машину с рабочими-газовщиками. Но... Трое наших товарищей погибли... Один лег и не проснулся. А у второго началась истерика, он никому ничего не сказал и убежал. Мы потом нашли его утром... в трех метрах от нас! А девочка... уснула, мы начали ее поднимать, а она: нет, мол, нет, я не хочу, дайте мне полежать... Мы ее уговаривали: “Ты замерзнешь, надо встать”. Но она сказала: “Нет, не надо”. У нее пошла пена изо рта... Нас рабочие отвезли, а потом вернулись за тремя умершими... Когда приехали к вагончику газовщиков, там уже был Алексей Константинович. Мы забрали тела погибших и поехали к спасателям в Ялту. Никогда не думал, что так будет, ведь Алексей Константинович уже раз пятнадцать ходил по этому маршруту и водил группы побольше, чем наша. (Все, с кем довелось беседовать, подчеркивали опытность преподавателя).

Алексей Скибенко устроил “школу выживания”?
В институте Алексей Скибенко работает 4 года и является руководителем туристического кружка. В беседе журналиста “ДН” со студентами-старшекурсниками, которые неоднократно ходили в походы с этим преподавателем, выяснилось, что мнения о его опытности разделились. “Да, его любят, - говорит один из студентов, просивший нас не называть его фамилии, - но в основном первокурсники, пока не узнают получше. Для него туризм – это школа выживания. Прошел сложный маршрут, доказал, что можешь выжить в любых условиях, – ты лучший. Но при этом он никогда не умел организовать дисциплину в группе. Даже не интересовался, есть ли у нас спиртное...
“Вообще-то маршрут, который изначально выбрали донецкие туристы, очень сложный, - говорит Виктор Евгеньевич, не один десяток лет проработавший горным спасателем. - Даже когда они шли по Большому каньону, по руслу реки, могло случиться всякое камнепад, к примеру, или кто-то просто мог поскользнуться на мокрых камнях. А уж подниматься в такое время года на Ай-Петри по тропинке вдоль пропасти, где почти всегда очень сильный ветер и видимость не более двух метров!.. Гора Ай-Петри коварна даже летом. Случалось, что люди замерзали на этом плато в июле, когда внизу, в Ялте, все изнывали от жары!

Вопросы остаются
Почему у студентов не было соответствующего снаряжения и теплых вещей? Почему, вопреки правилам, группа не зарегистрировалась в отряде МЧС и не имела маршрутного листа? Почему не сели в автобус, который шел в Соколиное? Почему опытный преподаватель так и не смог принять реальных мер по спасению студентов? На эти и многие другие вопросы предстоит ответить Александру Скибенко. Как сообщили “ДН” в Ялтинской прокуратуре, в отношении руководителя группы возбуждено уголовное дело по статье 137 части 2 “Ненадлежащее выполнение обязанностей по охране детей”.

Юлия Погорелова.
Донецкие новости, № 695 от 28.10.2004г.
Перепечатка текста отсюда.

==================================================================

Думаю, что в этом случае нужно особо обратить внимание на два момента.
1. Пена изо рта у одного из участников данного происшествия (подобное отмечалось и у некоторых дятловцев). Однако, в данном случае никто не подозревает, что причиной могли послужить какие-либо отравляющие вещества.
2. Возникновение галлюцинаций и просто неадекватного поведения. После такого очень трудно восстановить картину происшествия пользуясь только логикой, если не остается свидетелей.

Конечно, эта история не имеет прямого отношения к группе Дятлова. Но тем не менее я ставлю этот тег, так как у меня это общий тег для постов, посвященных авариям, происходящими с туристами. Более подробно, почему я его ставлю я объяснил в посте "Как погибают в горах".
Непосредственно о группе Дятлова здесь.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, упрощающий получение российского гражданства для иностранцев - носителей русского языка. Документ был ...
Это я получил сегодня в личку. Я процитирую, а потом выскажу свое мнение. Привет, Хард Не знаю проект ты или нет. Иногда кажется так, иногда так. Но всегда с интересом читал тебя. Если ты тот за кого себя выдаешь, то мы коллеги. Я из Украины только. Конечно, у нас такого опыта нет, но мы ...
Оригинал взят у lightday в "Игра в цифири" (с) "Снежный ком М" начал продажи электронных копий сборника "Бестиариум: Дизельные мифы" . Затаривайтесь: достаточно кликнуть на баннер и - вуаля! - счастье рядом. Баннер (при желании) можно утащить к себе. Собсно - вот, ...
Nick Pedersen современный художник, иллюстратор и фотограф из Филадельфии, штат Пенсильвания, США. Педерсен завершил много проектов, среди которых Ultima и Сумеру самые популярные. Что касается Ultima, говорит художник, то это работа, которая глубоко укоренилась в сознании, как серия ...
"Сегодня я получила зарплату:6 тысяч 500 рублей.7 лет стажа.28 часов.гимназия.За спиной золотая медаль,бакалавриат и магистратура.дипломы красные.занавес тоже...красный...две недели назад был аванс 6200...сказали,что ко дню учителя будет премия....интересно какую часть она составляет ...