Как писать диалоги. Пропуск хода

топ 100 блогов nuilena22.02.2022

Писать диалоги сложно, здесь есть много нюансов. Расскажу пока об одной ошибке, которую допускают начинающие авторы.

Возьмем такой сюжет: один человек пришел к другому в гости.

Неопытный автор начинает так:

- Привет!

- Привет!

- Как добрался?

- Хорошо.

- Проходи на кухню. Тебе чай или кофе?

- Чай.

- Черный или зеленый?

- Я пью только черный.

- Сколько ложечек сахара?

- Две, пожалуйста.

И т.д. и .т.п.

Когда я говорю, что так писать не надо, мне иногда возражают:

- Но ведь в жизни такие диалоги бывают!

Конечно, бывают. В жизни много чего бывает, в том числе беседы ни о чем, пустопорожние разговоры из вежливости или от скуки. Все это не имеет никакого отношения к литературному диалогу. Диалог не должен быть один в один как в жизни, хотя должен быть правдоподобным.

Есть правило, которое называется "пропуск хода". Каждая новая реплика должна нести новую информацию для читателя. Тогда диалог двигает сюжет вперед, а не заставляет зевать.

Например, диалог людей, один из которых пришел в гости к другому, может выглядеть так:

- Привет!

- А ты изменился.

- Зато ты такая же красивая. А я-то надеялся, что увижу тебя постаревшей, опухшей и разочаруюсь.

- Проходи на кухню, чего мнешься. Черный чай и 5 ложек сахара, я правильно помню?

- Ничего себе, здесь все те же обои, что я тогда клеил.

Диалог не идеален, я его придумала только что. Но он точно интересней "привет - привет". Из нескольких реплик уже складывается история.

Возможно, вы скажете, что это все и так понятно. Практика показала, что нет )

На литературных курсах даже после того как я объяснила ученикам про "пропуск хода", их тексты все равно пестрели всеми этими "привет - привет", "как дела - хорошо, а у тебя? - у меня тоже, спасибо".

Кстати, речь не только о начале текста, где здороваются. "Пропуск хода" касается всего диалога.

Вот, например, диалог из одной пьесы, которую я методом тыка нашла на сайте самиздата.


  ЛЕША. Катя.
  КАТЯ. Что тебе?
  ЛЕША. Ты не могла бы...
  КАТЯ. Чего еще?
  ЛЕША. Ты сейчас никуда не собираешься?
  КАТЯ. Нет. С чего бы?
  ЛЕША. А ты не могла бы пойти погулять куда-нибудь на часик? Я слышал, что мороженица на соседней улице открылась после ремонта. Там так классно стало.
  КАТЯ. А что такое?
  ЛЕША. Ко мне должна сегодня девочка прийти. Мы с ней математикой хотели заняться.
  КАТЯ. Математикой?
  ЛЕША. Да. Ты ж со мной не занимаешься.
  КАТЯ. А почему это я должна уйти?
  ЛЕША. Ну, она будет стесняться тебя. Она такая стеснительная, просто ужас.
  КАТЯ. Никуда я не собираюсь уходить.
  ЛЕША. Ну, Катя, ну на полчаса. Я ж так сильно по математике отстаю.
  КАТЯ. И ты за полчаса успеешь?
  ЛЕША. Что не успею, так на следующий раз отложу.
  КАТЯ. Я тебе вечером сама помогу разобраться с математикой.
  ЛЕША. Ты непонятно объясняешь. Катя, ну пожалуйста.
  КАТЯ. Никуда я не пойду.

Реплики Кати не несут никакой новой информации, никаких неожиданностей и если убрать ее "ходы", ничего особо не изменится. Все эти "что тебе?", "с чего бы"", "а что такое?", "а почему я должне уйти?" просто дублируют друг друга. Достаточно было трех реплик, чтобы дать понять, что происходит. Да, так можно общаться в жизни, но читать или смотреть на сцене это скучно. Катя могла бы дразнить Лешу, троллить его, шантажировать (или он ее), тогда это хотя бы было бы забавно. Но нет.

В пьесе, кстати, эта тягомотина длится еще очень долго ) Не делайте так.

А вот пример хорощего диалога. Это Людмила Петрушевская, "Московский хор":

МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Кое-что надо узнать.
КАТЯ. Ну что вам.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Какая сердитая. Красивая, сердитая.
КАТЯ. Красивая кобыла сивая.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Ищем сойтись с хорошей женщиной.
КАТЯ. Жена, что ли, больная? У всех у вас жены больные.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Хочется сойтись с простой, хорошей женщиной с изолированной комнатой.
КАТЯ. Любовь не вздохи на скамейке.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ.Чтобы блины пекла… Рубашку бы погладила.
КАТЯ. Блины! Любовь с хорошей песней схожа.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ (смотрит в записную книжку, приготовил карандаш). Как?
КАТЯ. Так. А песню (с нажимом) нелегко сложить.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Хорошо. (Пауза.) А подруга есть?
КАТЯ. Есть. (Сбита с толку.)
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Но нам чтобы изолированная комната и хозяйственная.
КАТЯ  Вы дерзкий.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Ладно, ладно.
КАТЯ. Есть. На радио. В отделе жизни СССР. Лет сорок… редактор. Жених погиб на фронте. Но не девушка.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Хорошо! Дальше.
КАТЯ. Комната на Каляевской.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Далековато, но дальше.
КАТЯ. Поет в хоре.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Снимем. Дальше.
КАТЯ. Тома СКОРИКОВА.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ.Хозяйственная?
КАТЯ. Просто жадная.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ (взволновавшись). Сильная женщина. Надо же! Толстая?
КАТЯ. Наоборот. Нога сороковой размер.
МИХАЛ МИХАЛЫЧ. Я тебе, Катя, отзвоню на днях.

Совсем другое дело, правда? ) Обожаю Петрушевскую. Кстати, именно на одном из ее мастер-классов я когда-то услышала про этот термин, "пропуск хода". Это мне очень помогло в дальнейшем. Вот кто умеет писать живые диалоги, восхищаюсь.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Есть люди которых я уважаю. Когда я думаю о каждом из них мне становится тепло на душе. Мне жаль когда они сами остаются не заметными.  Мне жаль когда их поступки тонут в Лете. Вот одна из историй. Вы наверное слышали о семье Берберовых? Это семья из Баку, известная тем, что у них ...
А вы узнали ...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 View Poll: #2058812 ...
Говорилось же  - вводите военное положение, бесполётную зону, ЧП. Какого хуя у вас гражданские машины через ЛИНИЮ ФРОНТА летали? Малайзия ещё от того Боинга не оправилась, а сейчас это... Теперь не плачьте, неучи..... Соболезнования всем погибшим и проклятие всем политикам. ____ ...
Вот китайцы на что китайцы, а поняли всё правильно. С голой жопой коммунизм не построишь, постановили они, и принялись обогащаться. С голой жопой, на голодный желудок. Хуй вам вместо коммунизма. Человек, у которого в детстве не было велосипеда, присвоит себе все велосипеды в пределах ...