Как педагоги спасали русский язык на оккупированных территориях
lugansk_lg_ua — 19.03.2022 Киевский режим с первых дней оккупации установил жесткие рамки на изучение родного для миллионов донбассовцев русского языка – его всеми силами притесняли в школах, стараясь с малых лет втравить жителям исключительность языка украинского. Корр. Донецкого агентства новостей узнали у педагогов недавно освобожденного Гранитного, как восемь лет им удавалось сдержать натиск украинских националистов.Поселок Гранитное расположен между Тельманово и Волновахой. Контролировался войсками Киева с 2014 года. Был освобожден силами Народной милиции ДНР в первые дни наступательной операции. Сейчас туда постепенно возвращается мирная жизнь.
В Гранитном всего одна школа. Здание двухэтажное, постройки 70-х годов прошлого века – с большими окнами и широкими коридорами, уютными учебными классами. Сельскому образованию в те времена уделялось внимание не меньшее, чем городскому. В просторном вестибюле посетителей встречает характерная для СССР цветная мозаика: школьники, книги, бороздящие космос ракеты. А рядом портрет Кобзаря, украино-русского, как многие считают, поэта и прозаика Тараса Шевченко.
Шевченко принадлежат строки: «Як парость виноградної лози плекайте мову». («Как росток виноградной лозы лелейте язык»). И «лелеяли» 8 лет в Гранитном по указке из Киева «мову» за счет сокращения русского. Такая вот демократия. Прискорбно.
«Чтобы сохранить обучение русскому языку и литературе, мы искали любой выход из положения. Выручала вариативность учебных планов: мы изучали его в курсе изучения языков национальных меньшинств, или как факультатив, или как второй иностранный. Поэтому русский язык и литература в нашей школе – изучались. Таким образом, можно сказать, мы сопротивлялись давлению со стороны украинских националистов», – рассказывает директор школы Александра Коссе.
Сама Александра Степановна всю жизнь преподавала украинский и соответственно украинскую литературу. Но это никак не повлияло на ее сознание и позицию. Содействовала сохранению «русскости» всеми силами, до последнего Слова.
Ситуация с притеснением русского языка в школе получила развитие сразу после прихода постмайданной власти. По словам Коссе, украинизация не знала границ. «Новые хозяева», хоть и постепенно, старались искоренить наш родной язык, вычеркивая его максимально из учебных программ. А в 2018 году единственный класс с русским языком обучения был объединен с украинским – методов не стеснялись.
Учебные аудитории в Гранитной школе пестрят надписями на украинском, и это, в принципе, совсем неплохо. Ведь чем больше знаешь языков – тем образованнее, человечнее. Вот только рядом с разноцветными и веселыми надписями, расписаниями уроков, появились мрачные плакаты – с минами, гранатами, артиллерийскими и танковыми снарядами… Картинки – явно не для детей. Подпись на плакате утверждает, что его «автор» – украинское министерство по «реинтеграции» Донбасса (по вопросам «временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц»). Сплошные обтекаемые фразы, за которыми боль и кровь сотен тысяч, если не миллионов.
Именно этот стенд с пугающей однозначностью демонстрирует, что не нужно развивать одну культуру, один язык, одну литературу, а тем более за счет другой. Наоборот, что нужно находить компромисс, не искать «внутреннего врага». Тогда не будет и «внутренне перемещенных лиц», а попросту беженцев.
Зато в современном украинском учебнике истории для 11 класса уже есть тема практического занятия: «Агресія Росії проти України та її вплив на міжнародні відносини». («Агрессия России против Украины и ее влияние на международные отношения»). И это преподавалось детям, живущим непосредственно на, теперь уже бывшей, линии соприкосновения.
«После 2014 года у нас появилась «нова українська школа» – новые программы и требования. Изучение русского языка сократили до одного часа в неделю, а до того у нас было на равных и даже чуть больше русского языка. Я всегда работала в классе с русским языком преподавания», – рассказывает учитель начальных классов с более чем 35-летним стажем Людмила Павловна.
Она добавила, что и новые украинские учебники по русскому и литературе для начальных классов сильно отличаются от старых – в них, к примеру, совершенно нет советских детских авторов: Сергея Михалкова, Агнии Барто, Корнея Чуковского. «Недавно нам привезли новые учебники из России, и я восхищена их качеством, раскрытием материала!» – педагог не сдерживает эмоций.
«В 2014 году в школе было более 400 детей, но, к сожалению, за эти годы мы «потеряли» больше половины учеников. Многие уехали, и на сегодняшний день у нас учатся всего 150. Поэтому все эти 8 лет моя главная задача, как директора школы, заключалась в том, чтобы дождаться того дня, когда все вернется на свои места – когда будет мир, когда вернутся в Донбассе в свои дома семьи со своими детками. Это была моя мечта», - добавила руководитель учебного заведения.
Гранитное основано в 1778 году переселенцами из Крыма. Первоначальное название – Карань, затем – Старая Карань. После Великой Отечественной войны село было передано в состав Тельмановского района. В 1945-м Старая Карань переименована в Гранитное. Следует отметить, что 11 мая 2014 года жители Гранитного на референдуме проголосовали за независимость ДНР, однако позже село было захвачено вооруженными формированиями Украины. Все эти годы Гранитное было в оккупации. Освобожден населенный пункт в ходе наступательной операции при поддержке российской армии. Глава ДНР Денис Пушилин 28 февраля поднял над поселком флаги Республики и России.
|
</> |