Как Паттерны Использования Гаджетов Влияют на Суицидальный Риск у Подростков


Новое исследование в JAMA раскрывает: риск суицида у молодежи связан не с длительностью экранного времени, а с развитием зависимости от соцсетей, телефонов и игр. Узнайте о тревожных траекториях и смене парадигмы в понимании цифрового влияния на психику. Читайте анализ ключевых выводов.
Долгое время общественное обсуждение влияния цифровых технологий на молодежь вращалось вокруг одного ключевого показателя – общего времени, проведенного перед экраном.
Родители и педагоги стремились установить строгие лимиты, полагая, что именно продолжительность использования смартфонов, соцсетей и видеоигр несет основную угрозу психическому здоровью.
Однако масштабное исследование, опубликованное 18 июня 2025 года в авторитетном журнале JAMA, проведенное учеными Weill Cornell Medicine, Колумбийского университета и Калифорнийского университета в Беркли, кардинально меняет этот подход.
Оно свидетельствует: куда более значимым фактором риска развития суицидальных мыслей, попыток самоубийства и эмоционально-поведенческих проблем является не количество, а качество взаимодействия с гаджетами – а именно формирование паттернов компульсивного, зависимого использования.
В отличие от предыдущих работ, фиксировавших экранное время в конкретный момент, это исследование уникально тем, что проследило динамику поведения почти 4300 молодых людей на протяжении четырех лет, начиная с возраста 9-10 лет.
Ученые, включая ведущего автора доктора Юньюй Сяо и старшего автора доктора Джона Манна, сосредоточились на выявлении признаков аддикции: неспособности прекратить использование, возникновении стресса при отсутствии доступа к устройству, использовании цифрового пространства как способа ухода от реальных проблем.
С помощью методов машинного обучения были выделены различные траектории развития такого зависимого поведения в отношении социальных сетей, мобильных телефонов и видеоигр.
Результаты оказались тревожными и показательными. К 14 годам:
- Почти каждый третий подросток демонстрировал высокую зависимость от социальных сетей.
- Каждый четвертый – высокую зависимость от мобильного телефона.
- Более 40% имели выраженную зависимость от видеоигр.
Это открытие знаменует собой настоящую смену парадигмы.
Как отмечает доктор Сяо, традиционные стратегии, фокусирующиеся исключительно на ограничении или запрете использования (например, запрет телефонов в школе), могут быть не просто недостаточными, но и потенциально контрпродуктивными в случаях уже сформировавшейся зависимости.
Жесткие ограничения без понимания глубинных механизмов могут усугубить стресс и компульсивное стремление к устройству. "Для родителей и педагогов обсуждение мобильных телефонов и социальных сетей было сосредоточено на ограничении... но наши результаты указывают на то, что здесь задействованы более сложные факторы", – подчеркивает исследователь.
Выводы исследования диктуют необходимость смещения акцентов:
- Приоритет Качества над Количеством: Родителям и
специалистам следует обращать внимание не столько на хронометраж,
сколько на характер использования гаджетов подростком.
Ключевые тревожные сигналы – потеря контроля над временем
использования, раздражительность при невозможности воспользоваться
устройством, пренебрежение другими занятиями и обязанностями,
использование цифрового мира как основного способа справиться с
негативными эмоциями.
- Важность Раннего Выявления и Профессиональной
Помощи: Как указывает соавтор исследования доктор Юань Мэн,
критически важно проводить скрининг на признаки формирующейся
зависимости. При их выявлении самодеятельные ограничения могут не
сработать, а иногда и навредить. Необходима консультация психолога
или психиатра, специализирующегося на аддикциях, для разработки
индивидуальной стратегии вмешательства, возможно, с использованием
подходов, эффективных при других видах нехимических
зависимостей.
- Динамическое Наблюдение: Исследование показало,
что траектории могут меняться. Дети с изначально низким или
умеренным уровнем проблемного использования могут демонстрировать
его рост в подростковом возрасте. Поэтому мониторинг должен быть
постоянным.
- Потребность в Новых Подходах: Ученые, включая
доктора Манна, указывают на необходимость разработки и тестирования
целевых вмешательств, основанных на понимании аддиктивных
механизмов цифрового использования, а не на простом сокращении
времени. Текущие исследования команды направлены как на выявление
профилей риска, так и на создание эффективных превентивных программ
для раннего подросткового возраста.
Борьба с суицидальным риском среди молодежи в цифровую эпоху требует распознавания и коррекции не времени перед экраном, а патологических форм зависимости от него.