Как парижский морг в 19 веке стал популярным у горожан аттракционом
nathoncharova — 28.10.2023В наши дни жителям крупных городов доступно множество развлечений. Дискотеки, клубы, кинотеатры, музеи, выставки, кафе и просто торговые центры помогают скрасить досуг людям разного возраста, статуса и достатка. А вот в старые времена с этим было все плохо. Интересно провести время можно было на казни, наблюдая за варварскими состязаниями или… посетив морг. В Париже 19 века городская покойницкая была популярнее театров и пользовалась успехом у взрослых и детей.
Вплоть до начала 19 столетия парижский морг находился в угрюмом и тесном замке Большой Шатле. Там же находилась и одна из городских тюрем. В 1804 году морг переехал в собственное здание у моста Сен-Мишель. Там было светлее и просторнее, но особого интереса это место у горожан тоже не вызывало.
В старом парижском морге было неуютно
В середине 19 столетия произошла так называемая «османизация» Парижа. Город перестроили по проекту барона Османа, и столица Франции из средневекового тесного города превратилась в изысканный европейский мегаполис с широкими проспектами и бульварами. В ходе реконструкции столицы для морга возвели современное здание позади собора Парижской Богоматери.
Новый парижский морг
С этого момента парижский морг превратился в аттракцион для горожан и гостей города. Стоит сказать, что смотреть на покойников можно было и раньше. Это делали для того, чтобы можно было опознать мертвецов, найденных на улицах и в водах Сены. В старые морги в основном ходили по делу — в поисках пропавших родных и друзей, или ради науки.
Семейный досуг
Просторное и светлое здание нового морга изменило отношение парижан к этому невеселому учреждению. В выходной день утром отец семейства читал в газете, что в Сене выловили очередной труп. Это тут же поднимало ему настроение и он давал указание супруге и детям одеваться и готовиться к экскурсии.
Столичные жители семьями направлялись в морг, чтобы поглазеть на мертвецов. Обнаженные тела лежали за стеклом на столах, прикрытые в определенных местах кусками ткани. Одежда и личные вещи покойников вывешивались рядом на специальных крюках. Это было интересно, необычно и, разумеется, щекотало нервы.
Классик мировой литературы Марк Твен однажды посетил парижский морг и описал это в 1869 году в путевых заметках: «Мы остановились перед решеткой и заглянули в комнату, где была развешана одежда умерших: промокшие насквозь грубые блузы, изящные женские и детские платья, изрезанные и исколотые дорогие костюмы в красных пятнах, измятая, окровавленная шляпа. На наклонной каменной плите лежал утопленник — обнаженный, распухший, лиловый; в кулаке, который смерть окостенела так, что разжать его уже невозможно, мертвой хваткой была зажата сломанная ветка — немое свидетельство последней отчаянной попытки спасти обреченную жизнь». Согласитесь, зрелище так себе, особенно для детей и женщин.
Аншлаги в морге
Бывало и так, что мраморные столы пустовали. Но возле морга все равно можно было встретить праздношатающуюся публику. Зевак не покидала надежда, что вдруг все же кого-то привезут. Бывали и настоящие аншлаги, когда даже просторные помещения покойницкой не вмещали всех желающих. Так случалось после громких убийств, подробно освещенных в прессе. Например, в 1876 году на выловленное в Сене тело женщины, убитой любовником, пришли смотреть более 400 тыс. человек.
Иногда работники морга устраивали жуткие шоу для публики. Однажды тело 4-летней девочки, вместо того чтобы положить на стол, посадили на стул. Падкие до зрелищ парижане тут же осадили морг, и давка у его дверей продолжалась несколько дней. Некоторые страшные «экспонаты» парижского морга вошли в историю, как знаменитая «незнакомка из Сены».
«Девочка на стуле». 1886 год
Только в начале 19 века подняли вопрос об этичности подобного развлечения. Парижский морг закрыли для свободного посещения в 1907 году. Вскоре любимым зрелищем горожан стало немое кино. Ну, а любители острых ощущений до 1939 года могли глазеть на публичные казни, проводимые при помощи гильотины.
источник
|
</> |