Как "отменяли" адмирала Рольфа Йоханссона
maxdianov — 13.10.2025
Писал уже ранее, про "дело Мёльдерса", когда в 2004 году,
бундесверовскому аналогу нашего Института военной истории
поручили создать экспертное заключение, может ли в современной
Германии его имя носить истребительная эскадра. После трёх месяцев
мучений, подполковник Вольфганг Шмидт родил этот отчёт на 40
страницах, заканчивающийся восхитительным вердиктом:
"положительные черты {Мёльдерса} проявились исключительно
в военной сфере, что неприемлемо для современных вооружённых сил
Германии". Само это "экспертное заключение", где
анализировалось, как предположительно (!) Мёльдерс относился к
евреям или католикам например, было просто смешно читать, но
повестка была очевидна. Но то Мёльдерс, Роммель, Лютьенс, давно
погибшие в ходе войны, там всё для современных немцев было
относительно просто и ясно.Однако, спустя более 10 лет произошла гораздо более интересная, почти детективная история, когда была значительно подорвана репутация адмирала Йоханссона, который должен был стать морально-этическим компасом бундесмарине, символом послевоенного критического переосмысления офицерским корпусом своих задач и ответственности.
Немецкие флотские историки очень глубоко ( как вероятно нигде) проникли во внутреннюю жизнь бундесмарине и имеют там ощутимое влияние, что видимо и привело к неожиданным для флота последствиям. Ирония судьбы, что именно Йоханссон и привёл этих историков к их положению на флоте - в своё время. Но обо всём по порядку.
Начать я думаю, надо с цитаты из статьи Вернера Рана "Германские военно-морские силы от 1848 до 2016 года. Их развитие и путь от конфронтации к сотрудничеству", опубликованной в Naval War College Review vol.70, № 4, Art.3. Вернер Ран - капитан цур зее в отставке, один из уже покойных титанов немецкой военно-морской исторической науки. Вот цитата из вступления:
В 1957 году немецкий военно-морской флот начал разрабатывать новых подход к изучению собственной истории. В этом году первый главком флота, контр-адмирал Рольф Йоханссон (1900-89), организовал Историко-Тактические Конференции. С тех пор они проводятся каждый год и стали неотъемлемой частью образования военно-морских офицеров. Целью Йоханссона было отойти от субьективного восприятия флотом своей истории. Он надеялся, что критическое обсуждение прошлого научит его офицеров, правдивости, лояльности, моральному мужеству и они смогут чётко формулировать свою позицию, обращаясь к истории и федеральной конституции. К концу 2016 года, было проведено 56 таких конференций, посвящённых самому широкому спектру тем. Доклады обычно представляют младшие офицеры, при содействии военно-морских историков. Презентация докладов и
В общем интересный конечно подход, когда младшие сознательно и регулярно "выводятся на ринг" против старших, при этом за спиной у младших стоят маститые историки, до зубов вооруженные архивными ссылками и выписками. ( На мгновение, закрыв глаза, представил такую картину где-нибудь в Видяево например. А ещё лучше в Севастополе, в сквере имени Кесаева. Юный лейтенант, под тяжёлым взглядом адмиралитета и ободряющим наших историков идёт на трибуну, рассказать своё критическое видение. Мда, интересно чем бы это закончилось. Но мы отвлеклись.) В знак признания заслуг, образцового морального облика, самокритичность ну и конечно за внедрение этих "конференций - у немецких моряков они получили сокращенное название HiTaTa (Historisch-Taktischen-Tagung), лучшему выпускнику военно-морской академии в Мюрвике вручалась своеобразная "золотая медаль" от Ассоциации офицеров флота - "Приз Рольфа Йоханссона".

Но немного о самом адмирале. Карьера Йоханссона и в ПМВ и ВМВ ничем особым не выделяется, ровный путь хорошо подготовленного и способного офицера-надводника, служил и в абвере у Канариса, командовал эсминцем "Эрих Штайнбринк", потом самым крупным у немцев в Средиземке, бывшим греческим "Гермесом", за что получил Рыцарский крест. Командир флотилии эсминцев, далее штабные должности, последняя - командующий обороной сектора "Везер-Эльба", где и встретил конец войны. В годы молодости изучал юриспруденцию и финансы, что немало ему пригодилось после освобождения из плена: по протекции пастора Мартина Нимёллера (тот самый "когда они пришли за... я молчал) устроился в юридическо-финансовую службу Евангелической церкви Германии. В 1955 году подал заявление в бундесмарине, без всяких трудностей прошёл проверку спецкомитета (документы, которого были потом уничтожены), ну а дальше уже понятно. Выход на пенсию, высокие должности, старость, и наконец в 1984 году, по просьбе военно-исторического управления бундесвера, командования флота, ну и разумеется историков, пишутся мемуары. Писал (вместе с историками флота) долго, только в 1989 году они вышли, под названием "Офицер в критические времена". Эпиграф от Перикла - Секрет счастья в свободе, секрет свободы в мужестве. Особенно сильно пробивал публикацию командующий бундесмарине (1986-1991) вице-адмирал Ханс-Иоахим Манн. Ибо, как он сказал, это был для него человек "образец этики, для которого некритическое послушание, является смертным грехом его профессии" (с). Разумеется, всем офицерам бундесмарине - маст хэв!
Всё было чинно-благородно и наступил 2016 год. Вернер Ран отписал статью американцам, где упомянул роль Йоханссона, в итоге которой заверил читателей, что сейчас немецкий офицер политикой ещё как интересуется, но какой надо, сами понимаете. Актовый зал академии Мюрвика закрыли на переоборудование - в ней должны были выставить бюст Йоханссона и бюсты "морских" героев Сопротивления, с мемориальными досками на постаментах. Книгу Йоханссона переиздали. 22 августа 2016 во "Франкфуртер Альгемайне" вышла статья-рецензия под названием "Образцовый адмирал". И грянул гром...
Спустя какое-то небольшое время (расплывчато -осень 2016) и газетчикам и историческому бомонду флота некто намекнул: господа, а не соизволите ли вы посмотреть свежую (2015 года) книгу историка-краеведа Хольгера Пининга "Побережье Северного моря в "тотальной войне".1943-45", где упоминается, что Йоханссон в конце апреля 1945 года, за считанные дни до конца войны, приговорил к расстрелу пятерых участников гельголандского сопротивления, в том числе одного гражданского. И ссылается кстати Пининг на исследования потомка одного из казнённых, женщины-краеведа Гельголанда, Астрид Фридерихс, чья публикация "Мы хотели спасти Гельголанд. По следам группы сопротивления 1945 года", издана ещё раньше - в 2010 году. (Не буду подробно описывать историю этого сопротивления. Группа военнослужащих и гражданских пытались предотвратить разрушение бомбардировками Гельголанда, вышли на связь с англичанами и хотели сдать им остров. Собственно на острове планировался вооруженный мятеж, но 2 предателя всех сдали.)
В собственно флотских и околофлотских исторических кругах, эффект был разорвавшейся бомбы. Намёк был ясен: вы там вроде собираетесь установить рядышком бюсты корветтен-капитана Альфреда Кранцфельдера, казнённого в 1944 участника Сопротивления и палача Йоханссона, ну, ну, посмотрим, что из этого выйдет. Понятно, что "самый большой камень в огород" был у собственно флотских историков и конкретно у ещё одного "глыбищи" Дитера Хартвига, который был ярым поклонником Йоханссона, помогал ему писать биографию и курировал её от начала до публикации. Все вместе они бросились срочно "копать". Немцы есть немцы и если был приговор, то значит был суд и материалы дела. Побежали к двум лучшим специалистам по военно-морской юстиции, которые им любезно открыли глаза, что в начале мая 1945 года, главный военно-морской судья доктор Фегер приказал уничтожить все уголовные дела "с политической составляющей". Не преминув добавить, что в остальном юристы кригсмарине сработали великолепно и все другие документы кропотливо архивировали до последней минуты рейха, что и позволило им написать свои блестящие диссертации.
Но Хартвиг уже закусился, а неопровержимая зацепка в книге Фридерихс была: выдержка из письма министерства земли Шлезвиг-Гольштейн, в адрес федерального министра обороны 1971 года, где цитировались слова Йоханссона ( из его письма в Управление снабжения Гамбурга 1953 года), где он объяснял причины расстрела: ввиду важности острова для противовоздушной обороны, он ни в коем случае не должен был попасть в руки англичан. Также он пояснил, что мягкие меры могли спровоцировать гарнизон на дальнейшие заговоры. "По соображениям высшего порядка возникла необходимость не сдавать Гельголанд до полного прекращения военных действий" . Переписка явно была по выявившимся смертным приговорам, но в министерстве обороны всё это просто ушло в архив. Требовалось найти собственноручный оригинал письма от 16 ноября 1953 года. В первых числах февраля 2017 года Хартвиг нашёл это письмо в архивах Шлезвига и стало ясна его суть: вдова казненного Фридерихс обратилась к властям за пособием и те запросили Йоханссона, который в это время работал в управлении международных связей Евангелической церкви. Йоханссон ответил, что полностью поддерживает вдову и в утешение ей может только сказать "требования того сурового времени не оставили нам с судом выбора... понимание трагического конфликта Фридерихса между воинским долгом и его любовью к родине, должно уберечь нас от ещё больших несчастий". Как сухо заметил профессор Центра военной истории бундесвера Михаэль Эпкенханс, увидев оригинал: Итак, теперь у нас есть ясность.
И тогда Дитер Хартвиг, проведший много часов со своим кумиром, который ему рассказывал, как они тогда "каждый день ждали звонка из Берлина, что война закончилась" и ни словом об этом деле не упомянул, рассвирепел. У флота и в бундестаге, итак уже немало "подгорало" от всей этой чехарды "отмен и переосмыслений", а тут ведущий биограф, можно сказать соавтор и соратник иконы демократических бундесмарине, развернулся полностью на 180 градусов и начал громить Йоханссона из всех орудий. Он ему припомнил все ранее "несущественные" нестыковки. В ноябре 1944 года значит у вас герр адмирал был конфликт с Деницем? И вас признали "политически неблагонадёжным"? Вы приказали убрать портрет Гитлера из своей каюты на "Штайнбринке"? А никаких документальных доказательств этому НЕТ и НЕТ!!! И как это после конфликта с Дёницем, он вам 30 января 1945 года звание контр-адмирала присвоил? И почему после назначения на должность командующего в 1957 первым делом побежали представляться Деницу, ах, ах вы этот визит "с неохотой вспоминали". А потом и к Редеру поскакали. И какая "важность для ПВО", если англичане разнесли остров в хлам прямо в день ареста заговорщиков, а дело было явно политическим, поэтому и уничтожено. Вернер Ран (он помогал Хартвигу в поисках) молчал, но вокруг полыхало и бомбило. Хартвиг был фрегаттен-капитан в отставке, внук основателя бундесмарине Фридриха Руге на минуточку, преподаватель в Мюрвике и академии бундесвера, активный член СДПГ, в общем величина, но флот наотрез отказался убирать бюст адмирала, единственное что на постаменте повесили две таблички типа ну вот было так, но ведь было и так. Комитет от бундестага такую изворотливость приветствовал, но потом бюст всё равно убирали до специальных уведомлений. Однако срач продолжался (и продолжается до сих пор), к Хартвигу примкнула вся термоядерная левая демшиза и сочувствующие. В 2022 таки продавили отмену "Приза Рольфа Йоханссона" и теперь он очень оригинально называется "Приз лучшему".
Во всей этой истории мне больше всего интересно одно - Дитер Хартвиг готов каждую строчку подкрепить ссылкой на конкретного человека, но кто именно сделал первый вброс про малоизвестные книги Пининга и Фридерихс, хранит гробовое молчание. "Получили сигнал", как говорится. И я вот думаю, был бы это обычный левак или журналист он бы не преминул хайпануть. И возможно(!), это был человек очень тесно связанный с флотом и понимающий какая будет заваруха и чем конкретно ему будет это грозить. Может ходит где-то в Германии лейтенантик на пресловутые ХиТаТА и улыбается про себя. Всего лишь красивая версия.
Какая в этой истории мораль? Ну наверно, за что боролся, на то и напоролся.
|
|
</> |
Как выбрать погружной насос для перекачки дизельного топлива и бензина
Великаны - это реальность
Тема Лютый понимает
За неимением лучшего
О не-всемогуществе бюрократии
Куда они бежать будут, когда все закончится?
Дом со зверями
От Медведково до Улицы 1905 года.
Краснопресненская набережная по дороге в Сити.

