КАК ОТ ХУДОЖНИКА УХОДИТ ДАР

В зале с ранними работами Филиппа Малявина ("Адепты красного" в Третьяковке) 1890-х - 1900-х годов очаровывает лёгкость, с какой его портреты передают цельного человека, единого во всём - от взгляда и характера до жеста и одежды. Но стрелка часов сдвигается на десятилетие - и на картинах появляются не люди, а "бесы". И не потому что страшны и уродливы, а просто типы, лишённые человечности. Художник так увлекается живописными возможностями ярких одежд, их фактурой, цветовыми комбинациями, что всякий человек у него превращается в "подставку для одежды" - увы, необходимую, без которой не обойтись. И лица искажаются, мертвеют, застывают - даже если передают некую эмоцию вроде зависти или злости.
С Малявиным это случилось примерно в 1910-м году - будто граница пролегла. Первопричина не в том, что он эмигрировал в 1922 году и усиленно пытался вписаться в тамошнюю художественнную реальность. И таки вписался, пройдя путь от крестянского живописца до художника, рисующего шведского короля Густава V, и до ежегодных международных выставок. Всё изменилось гораздо раньше... Свет и жизнь уходят из его работ именно в 1910-м, оставляя место лишь фактуре. Что-то в нём сломалось тогда.
Его поздний автопортрет - по сути, приговор художнику. На картине виден опустошённый гордец, да и исполнена она ремесленником. Он даже не смог изобратить лики Богородицы и Христа - хотя в юности 7 лет учился иконописи в монастыре на Афоне. Но в старческом автопортрете использовал иконы как фон для своего пафосного "лика".
Его сосед по выставке Абрам Архипов - полный контраст Малявину, противоположный "полюс". Он тоже создавал портреты крестьянок в алых одеждах, ярких пёстрых платках и украшениях. И все они неистребимо живые, тёплые, текучие... Да, Архипов сам превращал в Жар-птицу свои модели - наряжал их в сарафаны и фартуки, в платки, бусы, блузы, увешивал украшениями. Но их сияющие глаза и жизнерадостные улыбки принадлежали только им.
Тут, по-моему, и таится разгадка. Доброжелательность и тепло в отношении крестьянок к рисующему их Архипову - неподдельны. Он умел их расположить, раскрыть их естественный свет, живую суть. Такое невозможно без любви к натуре. И даже если художник рисует нечто отталкивающее его в реальности или мрачное, туда всё равно проникает искра любви. Любовь не принуждает к идеализации. И шутовство, и юмор, и беспощадность, и оплакивание - всё ей подвластно, она говорит на всех языках...
А у Малявина с годами проявилась именно скрытая агрессивность к "натуре", которую приходится изображать. Видно, что "натура" ему опостылела, но признать это было нельзя - требовалось упорно создавать нечто эффектное и выразительное... И на живых некогда лицах появляется волчий оскал, отражающий сдавленные чувства самого автора.
Вот так от художника и уходит дар - вместе с любовью.
==================
(На фото - несколько картин Ф.Малявина с выставки, от ранних к поздним)





|
</> |