Как определить сложного клиента до того, как началась работа
varka — 28.10.2015 На днях получаю письмо:Добрый день,
Варвара, мне Ваши контакты дал некто Х.,
я ищу иллюстратора для персонажа Такого-то в приложение по такое-то.
уже 5 человек перерисовывают персонажа и не получается.
возьметесь за работу?
спасибо,
с ув. N.
Первая моя реакция: ОМГ! Он съел мозг пяти художникам и не насытился! Ну его нафиг!
Но это уже говорит интуиция, которая погорела на таких историях. Когда потрачено много времени, отношения испорчены, результат стыдно показать даже своему ребёнку, а денег особо не заработано.
Давайте разбираться, что с этим письмом не так:
В письме нет ни слова о том, что он видел мои работы, ни слова о том, что они похожи на то, что он видит в идеале, что ему нравится мой стиль и прочего. Ничего.
О чем это говорит? Заказчик не умеет выбирать исполнителя. Выбирать исполнителя по рекомендации, наверное, можно, если нужно плитку положить на пол. И то у всех разные критерии качества и сроков, тоже можно не угадать. И будут перекладывать пять человек эту плитку.
В идеале клиент выбирает такого иллюстратора, который может не напрягаясь нарисовать тот результат, который представляет себе клиент. Если у исполнителя в портфеле уже есть пять-десять работ в нужном стиле, технике и настроении, проблем быть не должно. Очевидно, что этот результат не случайное попадание в цель, а закономерность.
Я не из праздного тщеславия предпочитаю тех, кто в первом же письме пишет, насколько ему нравятся мои работы и почему. С ними не возникнет комментариев «У ваших девушек лица трансвеститов, перерисуйте!» или вопросов из серии «А вы можете так же красиво, но реализм/конструктивизм/треш?». Обычно на это у меня есть шаблон вежливого ответа, мол, в нехарактерных для моего портфолио направлениях я не имею опыта и поэтому не гарантирую качественного результата. И вежливо, и не связываемся с неподходящими товарищами))
Второй момент: может ли заказчик чётко поставить задачу? Или это из серии «очень привлекательная замужняя женщина среднего возраста, на которую хотят походить другие семьи»? НИОЧЁМ. А у меня была такая формулировка. Угадайте, сколько раз я её перерисовывала?
Наверняка, как-то глубоко внутри своего сознания он знает то, что хочет получить. Но никто не экстрасенс, чтобы приложить руку к письму в девайсе и тоже рукой быстро выдать результат. Если клиент выполнил первое условие — изучил портфолио художников и выбрал наиболее подходящего, если он чётко поставил задачу — будут ли пять человек тщетно попасть в его желания? Нет.
И, конечно, третий пункт. Деньги. Любые тестовые задания должны оплачиваться. Кроме случаев, когда автор совсем-совсем начинающий и ему нужны хоть какие-то реальные проекты в портфеле. Если клиент может себе позволить так развлекаться с большим количеством авторов, то он либо платит ему за этот тест три копейки, либо ничего, обещая заплатить, если понравится.
Понятно, что такой человек не уважает время и труд исполнителя. Совсем.
Вот такие примерно мысли пролетели у меня за пару секунд. Хотела просто удалить письмо и сделать вид, что его не было, но товарищ ещё и в скайп постучался. Пришлось ответить. Отказалась с формулировкой «Сейчас очень занята, не беру заказы» и это действительно так. Занята. Заказы беру только тогда, когда хотят именно меня и и мне интересна задача.
Ребята, пожалуйста, уважайте себя и свой труд. Лучше уделить это время стокам, своим проектам, спорту или прогулкам на свежем воздухе. Здоровее будете)) И головой, и телом)
А расскажите свои случаи со сложными клиентами. Когда удавалось их выявить на первых этапах и отказаться и когда не получалось и сотрудничество выходило не очень в итоге?
|
</> |