Как Новиков раздувает Благодатный Огонь

топ 100 блогов diak_kuraev19.03.2018

Замечательный урок манипуляций.

Сначала протоиерей набивает себе цену, делая вид, будто он прочитал книжку на греческом языке, непереведенную на русский. На самом деле книжка Скарлакидиса переведена и издана еще в 2012 году Троице-Сергиевой Лаврой.

Новиков называет Скарлакидиса "исследователем Салоникского университета", хотя тот лишь окончил этот университет и не работает в нем. И обучался он там отнюдь не истории, а архитектуре.

У грека "45 свидетельств"; Новиков ему приписывает рассказ о 70.

И, как всегда в таких случаях, идет подмена смысла слова «свидетельство».
Собственно, свидетельство – это рассказ человека, который был в точке события и в его времени. Это рассказ о том, что он видел сам. (О том, что можно «врать как свидетель» - отдельный разговор).

Все остальные тексты - это свидетельства не о чудесном событии, а о том, что автор данного мемуара оказался в кругу людей, которые считали это событие реальным и конфессионально-значащим. То есть максимум, что можно вывести из них: такое верование в такое-то время уже (еще) бытовало в таком-то месте.

При этом Новиков полагает, что первое свидетельство о БО относится к 8 веку. Однако в реферируемой им книжке таковым считается текст из жития Феодора Эдесского (написано в 9 веке, сохранилось в рукописи 11го). Причем это же Житие у Димитрия Ростовского не содержит рассказа о «небесном огне» в лампадах (https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/579)

Далее он уверяет, что еще более "древнее предание, признаваемое многими авторами древней церкви, говорит, что первым увидел этот огонь св. Григорий Просветитель Армении".

А что же это за авторы древней церкви? Первый рассказчик – не такой уж и древний. Он из 13 века, Киракос Гандзакеци, автор "Истории Армении".

Вот его повесть:

"святой Григориос после просвещения им страны Армении богознанием и всеми православными установлениями и законоположениями и рукоположения более четырехсот тридцати епископов отправился вместе с великим государем Трдатом в Рим для созерцания мощей святых апостолов Петра и Павла, [свидания] с великим императором Константином и святым патриархом Сильвестром и заключения с ними договора и союза. Константин святой и великий патриарх врат мира оказали почести святому Григору как исповеднику и одаренному апостолами мученику христову, пожаловали ему сан патриарший как наместнику апостола Петра. Дали ему также частицы мощей апостолов, левую руку апостола Андрея и много других даров; в Иерусалиме ему пожаловали Голгофу — место распятия Христа, храм святого Иакова и место для литургии у одра святого воскресения.

Говорят, святой Григор повесил над гробом Христа светильник и с молитвою просил бога зажигать его без видимого света во время праздника святой пасхи, и знамение это имеет место по сей день. Трдату Великому тоже были оказаны почести, которые он заслужил своею храбростью; кровью Христа и верою в него был скреплен договор, дабы и после них нерушимо хранить дружбу между двумя народами, Константин спросил святого Григора: «Много ли радости для ангелов обретение стольких заблудших овец?» [Григор] ответил: «Весьма много. Но мы, потомки Адамовы, у небесного сонма не считаемся овцами». И император сказал: «И мы, спасенные с приходом вашим, да не перестанем являться пред ними».

И приказал всему городу праздновать и приносить животных в жертву. Евреи и язычники, остававшиеся в неверии, обмывались благословенной солью, ибо святой Григор и Сильвестр благословили соль. И оказал святой Григор евреям: «Вы вопреки закону заменили обрезание необрезанием». И сказал также: «Животные, приносимые в жертву богу либо даруемые святым или же в память об усопших, без соли благословения подобны жертвам язычников».
http://armenianhouse.org/gandzaketsi/history-ru/1.html

И что из этого рассказа можно считать историчным?

Достаточно сказать, что царица Елена лишь в 326 году паломничает в Иерусалим и находит Голгофу, но в тот же год как раз оканчивается земная жизнь св. Григория Просветителя (и отнюдь не в Риме). Как римский епископ мог чем-то распоряжаться в Иерусалиме в первой половине 4 века – тоже непонятно. Ну, а то, что и патриархов в ту пору еще не было – как раз понятно: Иерусалимский архиепископ титул патриарха получает лишь в 451 году постановлением 4 Вселенского собора.

Это текст – не «свидетельство», а обычный конфессиональный полемический булыжник, предназначенный для борьбы с оппонентами за «иерусалимскую прописку».

Что вполне ясно следует из второго пересказа (гл 14) армянским историком своей легенды:

"И из-за такого спора между армянами и грузинами царица Тамар и спарапет Закария одного из великих князей грузинских, а также [кого-то] из армян послали [перед пасхой] в Иерусалим узнать правду. И доказательством этого должно было быть зажжение светильника на святой могиле Христа, который, как говорят, каждую пасху мольбами святого Григора, просветителя армян, зажигается по велению бога не от руки человеческой и без участия зримого огня; так это бывает и до сих пор.

Но город находился в руках мусульман. Они спросили христиан: «Когда будет ваша пасха?» [Представители] греков и других народов ответили: «В это воскресенье». Что же касается армян, они сказали: «Не в это воскресенье, а в следующее». А мусульманин, владетель города, человек мудрый, приказал погасить огни повсюду в храме и, закрыв двери, запечатал их своим перстнем и никому не велел входить внутрь, чтобы увидеть, какой же из народов окажется правым.

Когда минул тот день и наступил вечер, ждали, когда же зажжется светильник, но он не зажегся; тогда властитель приказал с позором и жестокими побоями, как лжецов и невежд, выгнать всех, кроме армян. По прошествии недели и с наступлением следующего воскресенья, которое армяне назвали пасхой, пока еще шла служба и молитва десятого часа, все почувствовали, как вдруг зажегся светильник не от руки человеческой. И была у армян радость великая. Взяв палки, они стали выгонять представителей иных племен, и все восхваляли мудрость и веру армян, и больше всех [старались] мусульмане — они оскорбляли и издевались над греками во всех городах, находившихся под властью мусульман. Это видели и люди, посланные царицей грузинской, и, приехав, рассказали все, что увидели. И возрадовались великий военачальник Закарэ и все армяне, состоявшие в войске. Они еще более укрепились в праведной вере армянской".
http://armenianhouse.org/gandzaketsi/history-ru/11-21.html

Ответом на это анти-греческий полемический выпад стал православный булыжник про «армян-говноедов».

Далее Новиков говорит, что "Все знают, что в 16 веке" огонь сошел на колонну при входе в Храм.

Нет, это "знают" вовсе не все.

Никаких "свидетельств" про причину опаления и раскола колонны просто нет. Есть байки, рассказываемые паломникам спустя столетия после предполагаемого события.

Первый (опять же по Скарлакидису) рассказ восходит к 1608 году. Но он не сообщает каких бы то ни было имен и дат.

Первая попытка привязать рассечение колонны ко времени, найденная Скарлакидисом, находится в книге "Путеводитель по святому граду Иерусалиму и всей Палестине (с. 49), изданный в 1787 г. в Вене Хрисанфом Прусским"
http://www.skarlakidis.gr/ru/thema/18--1579-.html

Хрисанф Прусский (косвенно) относит само событие к 1579 году. Расстояние - 200 лет. Многовато для "свидетеля".

И как это типично для нарратива: с течением времени количество "припоминаемых" подробностей только нарастает.

Причем в тексте 1608 года говорится, что было сие "в старые времена". В другом переводе - "въ древнее время"
(Проскинитарий по Иерусалиму и прочим святым местам безымянного, между 1608–1634 гг. / Издано впервые с предисл. А. И. Пападопуло-Керамевса и переведено на рус. яз. Г. С. Дестунисом. [=Православный Палестинский сборник. 53-й выпуск (Т. XVIII. Вып. 2)]. 1900. С. 52-53. http://afanasiy.net/sv.-novomuchenyk-tynom-emyr-kniaz-yerusalymskyi-y-kolonna-rassechennaia-sviatym-svetom-1579).

Вряд ли так можно было бы сказать о событии, имевшем место за 29 лет до записи.

То, что у этой сказки долго не было никакой привязки ко времени, показывает русский монах Серапион (1830): в его рассказе "чудо о колонне" относится аж к концу XVIII века (Путешествие во святый Град монаха Серапиона // Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830-1831 и 1861 годах. М., 2006, с. 49).

Впрочем, русский старообрядец Иоанн Лукьянов, совершивший паломничество 1710 году, пишет «24 рока тому уже де прошло» (то есть относит к 1686 году).
http://az.lib.ru/l/lukxjanow_i/text_1703_hozhdenie_v_svyatuyu_zemlyu_oldorfo.shtml

И вывод сей паломник делает не в пользу нынешних чудоверцев: "и от тоя поры уже огнь въявѣ не сходить на Гробъ Господень, но толко кандило грѣческое загараетца, а иныхъ вѣръ еретическихъ кандила не загораютца".

Но среди самых старых версий есть и такая, письменно зафиксированная не позже 1635 года в «Путевых заметках» армянского паломника Симеона Лехаци:

«Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны» .

"Однажды, давным-давно...".
В науке это называется не "свидетельство" (очевидца и современника), а этиологический миф. То есть рассказ, делающий некую очевидность интересной и исполненной смысла. Ну, типа сказки "Почему у слоненка длинный хобот".

Далее у Новикова идет ссылка на арабов. Приводится совершенная сказка про учителя Авиценны, принявшего христианство при виде чуда БО и за это убитого. По бумажке Новиков зачитывает его имя - "аль-Масих". Само его имя говорит о том, что он был христианином (Масих-Мессия-Христос). А более ничего о его вере неизвестно
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%BB_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8

В завершение Новиков пробует ответить на вопрос, зачем Армянской церкви понадобилось дезавуирование чуда БО. Мое предположение довольно просто: они понимают, что «секрет Полишенеля» нельзя долго хранить в 21 веке. Поэтому в выигрыше окажется тот, кто первым и задолго до демифологизирующего финала перестанет жить в гостях у сказки.

Желающих продлить это свое гостевание я лишь могу попросить ну хотя бы потщательнее выбирать аргументы и защитников. Пять достоверных свидетельств все же убедительнее семидесяти откровенных легенд.

И вообще - это просто неприлично считать главным аргументом в пользу Евангелия манипуляции с огнем уровня индийского деревенского факира. "Священнодействие Святого Света было и по сей день остается величайшим религиозным событием Восточной Православной Церкви" (Скарлакидис, с. 17).

Мне казалось, величайшим религиозным событием Восточной Православной Церкви является чудо покаяния. Хоть и редко, и не по расписанию, но порой оно происходит.

К чему христианам чудо, которое ну никак не сдвигает с места горы грехов, страстей и взаимных озлоблений участников этой "репрезентации".

Мы говорим пятидесятникам-харизматам: почему ваш якобы святой дух приходит к вам лишь с криками и бормотаниями, но без своих даров ("плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание").

Этот же аргумент можно адресовать и членам Святогробского братства... Ой, нет. Это слишком сильный аргумент. Ведь если его приложить к нашим "преемникам апостолов" с их "личной Пятидесятницей"...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Этот пост был опубликован 3 года назад! Ну раз уж прилетел этот пост на перепубликацию, скажу пару слов про это сообщество. Теперь я знаю про него немного больше. Год назад я опубликовал в нём несколько рецензий на прочитанные книги, пообщался с постонными читателями и членами ...
Приходит сатана к богу и говорит ему: - Пожалуйста забери у меня одного грешника. Ей-богу, не могу уже с ним! Представляешь, убил всех демонов, чертeй перелопатил залез на мой трон и орёт благим матом: "Где тут переход на следующий уровень?!" Ёмаё... а у Путан снова рецептики ...
у меня тут полмагазина обсуждает новость,что вышла книжка с девочкой на обложке,которая офигеть как на меня похожа)) в смысле девочка похожа, а не обложка. И правда похожа, и прическа, и цвет волос, и очки и щечки. Не совсем я конечно, я гораздо ...
"Говоря о ситуации на Украине, президент США Барак Обама заявил, что Соединённые Штаты на данный момент не намерены принимать какое-либо военное участие в конфликте на Украине." http://russian.rt.com/article/41521 Хохлы на форумах сейчас в шоке - Обама не то что ничего не сделал, да ...
Пишут, актёра Пашинина убили в результате обстрела. Кто начнёт злорадствовать - буду банить. Не уподобляйтесь скотам. Возможно, деза. И точно не мы. Мы вчера вообще никуда не стреляли, начальство не велит. Я даже не знаю, где его подраздел находится. Пусть живёт. Но только дома пусть ...