Как Новиков раздувает Благодатный Огонь

Замечательный урок манипуляций.
Сначала протоиерей набивает себе цену, делая вид, будто он прочитал книжку на греческом языке, непереведенную на русский. На самом деле книжка Скарлакидиса переведена и издана еще в 2012 году Троице-Сергиевой Лаврой.
Новиков называет Скарлакидиса "исследователем Салоникского университета", хотя тот лишь окончил этот университет и не работает в нем. И обучался он там отнюдь не истории, а архитектуре.
У грека "45 свидетельств"; Новиков ему приписывает рассказ о 70.
И, как всегда в таких случаях, идет подмена смысла слова «свидетельство».
Собственно, свидетельство – это рассказ человека, который был в точке события и в его времени. Это рассказ о том, что он видел сам. (О том, что можно «врать как свидетель» - отдельный разговор).
Все остальные тексты - это свидетельства не о чудесном событии, а о том, что автор данного мемуара оказался в кругу людей, которые считали это событие реальным и конфессионально-значащим. То есть максимум, что можно вывести из них: такое верование в такое-то время уже (еще) бытовало в таком-то месте.
При этом Новиков полагает, что первое свидетельство о БО относится к 8 веку. Однако в реферируемой им книжке таковым считается текст из жития Феодора Эдесского (написано в 9 веке, сохранилось в рукописи 11го). Причем это же Житие у Димитрия Ростовского не содержит рассказа о «небесном огне» в лампадах (https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/579)
Далее он уверяет, что еще более "древнее предание, признаваемое многими авторами древней церкви, говорит, что первым увидел этот огонь св. Григорий Просветитель Армении".
А что же это за авторы древней церкви? Первый рассказчик – не такой уж и древний. Он из 13 века, Киракос Гандзакеци, автор "Истории Армении".
Вот его повесть:
"святой Григориос после просвещения им страны Армении богознанием и всеми православными установлениями и законоположениями и рукоположения более четырехсот тридцати епископов отправился вместе с великим государем Трдатом в Рим для созерцания мощей святых апостолов Петра и Павла, [свидания] с великим императором Константином и святым патриархом Сильвестром и заключения с ними договора и союза. Константин святой и великий патриарх врат мира оказали почести святому Григору как исповеднику и одаренному апостолами мученику христову, пожаловали ему сан патриарший как наместнику апостола Петра. Дали ему также частицы мощей апостолов, левую руку апостола Андрея и много других даров; в Иерусалиме ему пожаловали Голгофу — место распятия Христа, храм святого Иакова и место для литургии у одра святого воскресения.
Говорят, святой Григор повесил над гробом Христа светильник и с молитвою просил бога зажигать его без видимого света во время праздника святой пасхи, и знамение это имеет место по сей день. Трдату Великому тоже были оказаны почести, которые он заслужил своею храбростью; кровью Христа и верою в него был скреплен договор, дабы и после них нерушимо хранить дружбу между двумя народами, Константин спросил святого Григора: «Много ли радости для ангелов обретение стольких заблудших овец?» [Григор] ответил: «Весьма много. Но мы, потомки Адамовы, у небесного сонма не считаемся овцами». И император сказал: «И мы, спасенные с приходом вашим, да не перестанем являться пред ними».
И приказал всему городу праздновать и приносить животных в жертву. Евреи и язычники, остававшиеся в неверии, обмывались благословенной солью, ибо святой Григор и Сильвестр благословили соль. И оказал святой Григор евреям: «Вы вопреки закону заменили обрезание необрезанием». И сказал также: «Животные, приносимые в жертву богу либо даруемые святым или же в память об усопших, без соли благословения подобны жертвам язычников».
http://armenianhouse.org/gandzaketsi/history-ru/1.html
И что из этого рассказа можно считать историчным?
Достаточно сказать, что царица Елена лишь в 326 году паломничает в Иерусалим и находит Голгофу, но в тот же год как раз оканчивается земная жизнь св. Григория Просветителя (и отнюдь не в Риме). Как римский епископ мог чем-то распоряжаться в Иерусалиме в первой половине 4 века – тоже непонятно. Ну, а то, что и патриархов в ту пору еще не было – как раз понятно: Иерусалимский архиепископ титул патриарха получает лишь в 451 году постановлением 4 Вселенского собора.
Это текст – не «свидетельство», а обычный конфессиональный полемический булыжник, предназначенный для борьбы с оппонентами за «иерусалимскую прописку».
Что вполне ясно следует из второго пересказа (гл 14) армянским историком своей легенды:
"И из-за такого спора между армянами и грузинами царица Тамар и спарапет Закария одного из великих князей грузинских, а также [кого-то] из армян послали [перед пасхой] в Иерусалим узнать правду. И доказательством этого должно было быть зажжение светильника на святой могиле Христа, который, как говорят, каждую пасху мольбами святого Григора, просветителя армян, зажигается по велению бога не от руки человеческой и без участия зримого огня; так это бывает и до сих пор.
Но город находился в руках мусульман. Они спросили христиан: «Когда будет ваша пасха?» [Представители] греков и других народов ответили: «В это воскресенье». Что же касается армян, они сказали: «Не в это воскресенье, а в следующее». А мусульманин, владетель города, человек мудрый, приказал погасить огни повсюду в храме и, закрыв двери, запечатал их своим перстнем и никому не велел входить внутрь, чтобы увидеть, какой же из народов окажется правым.
Когда минул тот день и наступил вечер, ждали, когда же зажжется светильник, но он не зажегся; тогда властитель приказал с позором и жестокими побоями, как лжецов и невежд, выгнать всех, кроме армян. По прошествии недели и с наступлением следующего воскресенья, которое армяне назвали пасхой, пока еще шла служба и молитва десятого часа, все почувствовали, как вдруг зажегся светильник не от руки человеческой. И была у армян радость великая. Взяв палки, они стали выгонять представителей иных племен, и все восхваляли мудрость и веру армян, и больше всех [старались] мусульмане — они оскорбляли и издевались над греками во всех городах, находившихся под властью мусульман. Это видели и люди, посланные царицей грузинской, и, приехав, рассказали все, что увидели. И возрадовались великий военачальник Закарэ и все армяне, состоявшие в войске. Они еще более укрепились в праведной вере армянской".
http://armenianhouse.org/gandzaketsi/history-ru/11-21.html
Ответом на это анти-греческий полемический выпад стал православный булыжник про «армян-говноедов».
Далее Новиков говорит, что "Все знают, что в 16 веке" огонь сошел на колонну при входе в Храм.
Нет, это "знают" вовсе не все.
Никаких "свидетельств" про причину опаления и раскола колонны просто нет. Есть байки, рассказываемые паломникам спустя столетия после предполагаемого события.
Первый (опять же по Скарлакидису) рассказ восходит к 1608 году. Но он не сообщает каких бы то ни было имен и дат.
Первая попытка привязать рассечение колонны ко времени, найденная Скарлакидисом, находится в книге "Путеводитель по святому граду Иерусалиму и всей Палестине (с. 49), изданный в 1787 г. в Вене Хрисанфом Прусским"
http://www.skarlakidis.gr/ru/thema/18--1579-.html
Хрисанф Прусский (косвенно) относит само событие к 1579 году. Расстояние - 200 лет. Многовато для "свидетеля".
И как это типично для нарратива: с течением времени количество "припоминаемых" подробностей только нарастает.
Причем в тексте 1608 года говорится, что было сие "в старые времена". В другом переводе - "въ древнее время"
(Проскинитарий по Иерусалиму и прочим святым местам безымянного, между 1608–1634 гг. / Издано впервые с предисл. А. И. Пападопуло-Керамевса и переведено на рус. яз. Г. С. Дестунисом. [=Православный Палестинский сборник. 53-й выпуск (Т. XVIII. Вып. 2)]. 1900. С. 52-53. http://afanasiy.net/sv.-novomuchenyk-tynom-emyr-kniaz-yerusalymskyi-y-kolonna-rassechennaia-sviatym-svetom-1579).
Вряд ли так можно было бы сказать о событии, имевшем место за 29 лет до записи.
То, что у этой сказки долго не было никакой привязки ко времени, показывает русский монах Серапион (1830): в его рассказе "чудо о колонне" относится аж к концу XVIII века (Путешествие во святый Град монаха Серапиона // Румановская Е. Л. Два путешествия в Иерусалим в 1830-1831 и 1861 годах. М., 2006, с. 49).
Впрочем, русский старообрядец Иоанн Лукьянов, совершивший паломничество 1710 году, пишет «24 рока тому уже де прошло» (то есть относит к 1686 году).
http://az.lib.ru/l/lukxjanow_i/text_1703_hozhdenie_v_svyatuyu_zemlyu_oldorfo.shtml
И вывод сей паломник делает не в пользу нынешних чудоверцев: "и от тоя поры уже огнь въявѣ не сходить на Гробъ Господень, но толко кандило грѣческое загараетца, а иныхъ вѣръ еретическихъ кандила не загораютца".
Но среди самых старых версий есть и такая, письменно зафиксированная не позже 1635 года в «Путевых заметках» армянского паломника Симеона Лехаци:
«Сказали, что когда-то остались такие нищие богомольцы снаружи, не впустили их за входную плату, мол, давайте полностью, и так остались они лишенными [света]. Но когда появился свет, он сперва устремился для нищих наружу и сжег верхушки мраморных колонн по обе стороны двери. Многие видели это и воздали славу Богу. До сих пор видны места, охваченные огнем. Сообщили об этом хондкару, и он, пораженный, послал в Иерусалим указ и грамоту с налатлама о том, что, если нищие не будут иметь [денег] и поклянутся, что не имеют, впустить их внутрь, чтобы они не лишились света. И мы также своими глазами видели обожженные и почерневшие колонны» .
"Однажды, давным-давно...".
В науке это называется не "свидетельство" (очевидца и современника), а этиологический миф. То есть рассказ, делающий некую очевидность интересной и исполненной смысла. Ну, типа сказки "Почему у слоненка длинный хобот".
Далее у Новикова идет ссылка на арабов. Приводится совершенная сказка про учителя Авиценны, принявшего христианство при виде чуда БО и за это убитого. По бумажке Новиков зачитывает его имя - "аль-Масих". Само его имя говорит о том, что он был христианином (Масих-Мессия-Христос). А более ничего о его вере неизвестно
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83_%D0%A1%D0%B0%D1%85%D0%BB_%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%B8
В завершение Новиков пробует ответить на вопрос, зачем Армянской церкви понадобилось дезавуирование чуда БО. Мое предположение довольно просто: они понимают, что «секрет Полишенеля» нельзя долго хранить в 21 веке. Поэтому в выигрыше окажется тот, кто первым и задолго до демифологизирующего финала перестанет жить в гостях у сказки.
Желающих продлить это свое гостевание я лишь могу попросить ну хотя бы потщательнее выбирать аргументы и защитников. Пять достоверных свидетельств все же убедительнее семидесяти откровенных легенд.
И вообще - это просто неприлично считать главным аргументом в пользу Евангелия манипуляции с огнем уровня индийского деревенского факира. "Священнодействие Святого Света было и по сей день остается величайшим религиозным событием Восточной Православной Церкви" (Скарлакидис, с. 17).
Мне казалось, величайшим религиозным событием Восточной Православной Церкви является чудо покаяния. Хоть и редко, и не по расписанию, но порой оно происходит.
К чему христианам чудо, которое ну никак не сдвигает с места горы грехов, страстей и взаимных озлоблений участников этой "репрезентации".
Мы говорим пятидесятникам-харизматам: почему ваш якобы святой дух приходит к вам лишь с криками и бормотаниями, но без своих даров ("плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание").
Этот же аргумент можно адресовать и членам Святогробского братства... Ой, нет. Это слишком сильный аргумент. Ведь если его приложить к нашим "преемникам апостолов" с их "личной Пятидесятницей"...
|
</> |