Как молодежь будет писать историю

топ 100 блогов historian30h09.11.2013 Заинтересовал блог девушки-историка крестьянской повседневности, пишет кандидатскую. В данном посте она поясняет задачу своего исследования:


«Взгляд на крестьянскую повседневность

Тема крестьянской повседневности, да и вообще повседневности сейчас очень популярна. Издательство «Молодая гвардия» даже запустила целую книжную серию, причем в числе выпущенных книг - талантливое исследование Валентины Антипиной «Повседневная жизнь советских писателей. 1930-1950-е годы». (Очень толковая монография, написанная по архивным материалам и документам Союза писателей, а автор ее училась в моем вузе, и материал для монографии представляет собой немного подредактированную кандидатскую диссертацию. )))) А в качестве примера очень интересного исследования городской повседневности, причем и зажиточных, и бедных слоев, можно привести кандидатскую диссертацию Е. К. Юхневой о жилье в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX веков.
И это только две работы, с которыми я познакомилась буквально в последнее время. На деле же их масса.

Всегда историки анализировали в первую очередь официальные источники (законы, указы, официальные издания и т. п.), мемуары выдающихся людей, статистические сведения и пр. В последнее время (в нашей стране буквально последние пару десятков лет) историки стали исследовать письменные источники, авторами которых был "простой народ", или, как модно повторять за Т. Шаниным, "великий незнакомец" (так он называл русских крестьян). Я вот тоже собираю документы, авторами которых были русские крестьяне, для чего полгода проработала в ЦИАМе с прошениями крестьян в различные присутствия. Так как тема моей диссертации - представления людей о своих жилищных условиях, то я искала документы по этому вопросу.
Мне хотелось бы объяснить, зачем вообще исследовать подобного рода документы. В принципе историография крестьянской повседневности и этнографии русского народа обширна. См.: Безгин В.Б. Традиции сельской повседневности конца XIX — начала XX веков: на материалах губерний Центрального Черноземья: Докт. дис. М.: РГБ, 2007; Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи: В 2 т. СПб., 2003, — а также множество других исследований, в том числе написанных в XIX веке, о колоссальном количестве которых можно судить по фундаментальному справочнику Д. К. Зеленина — «Библиографическому указателю русской этнографической литературы о внешнем быте народов России. 1700—1910 гг.» (СПб.: тип. А. В. Орлова, 1913).
Это огромное количество книг, брошюр, статей, сообщений сформировало резко негативную оценку крестьянского быта и жилищных условий крестьянства. Вот, например, описание крестьянского жилища врача и отчасти этнографа конца XIX века: «Изба даже среднего крестьянина обыкновенно содержится грязно, пол метется кое-как или даже не каждый день, а моется, большею частью, только 3 раза в год: к Пасхе, престольному празднику и Рождеству» (Попов Г. Народно-бытовая медицина: По материалам этнографического бюро князя В.Н. Тенишева. — СПб.: Типография А.С. Суворина, 1903. — С. 6). Многочисленные свидетельства земских врачей, статистиков, вообще интеллигенции, так или иначе соприкасавшейся с крестьянством, практически одинаковы в своих оценках крестьянского повседневного быта: люди жили грязно, скученно, не знали и не хотели знать ни о каких санитарно-гигиенических правилах и т. п. Подобные оценки даются и жилищам рабочих (которые наполовину, если не больше состояли из крестьян-отходников, т. е. лишь несколько месяцев в году трудились на промышленном предприятии, а затем возвращались в родную деревню). Эти описания давались санитарными врачами после посещения тех или иных предприятий и рабочих казарм при них. Например, доктор Д. Н. Жбанков написал в своем отчете о собственном опыте: пока этот врач и его коллеги осматривали спальное помещение, «…как мы, так и все рабочие были осыпаны клопами, падавшими на нас с потолка…» (Жбанков Д.Н. Санитарное исследование фабрик и заводов Смоленской губернии / Смол. Губ. Земство. — Смоленск: Типо-литография насл. Зельдович, 1894. — Вып. I. — С. 211, 158).
Так вот, что дореволюционные, что советские, что современные реконструкции повседневного дореволюционного крестьянского быта до сих пор строятся, в сущности, на воспроизведении подобных оценок. Если автору надо подать жизнь крестьянства в более радужных тонах, то эти оценки скрашиваются рассуждениями о религиозно-эстетических воззрениях крестьян, а если в более мрачных, то похожие на процитированные выше описания приводятся целиком.
Но ведь получается-то неправда! Ведь если мы изучаем, предположим, жизнь и быт А. С. Пушкина, то мы обязательно приведем отрывок из какого-нибудь его письма, чтобы предоставить ему возможность самому дать оценку своим жилищно-бытовым условиям. Почему же крестьян не изучать подобным образом?
Сейчас на основании найденных мною документов я пишу отдельную главу. Вот вкратце мои предварительные выводы.
Пока, судя по документам, которые мне удалось найти, крестьяне не переживали из-за своих домов. Даже если по каким-то причинам они лишались жилья, они и тогда, в сущности, почти не переживали. Бревенчатую избу можно скатать недели за две, печку сложить опытный печник может тоже за весьма обозримый срок. Деньги на покупку стройматериалов требовались, конечно, существенные, но за год-два любой крестьянин мог вполне их накопить (эта мысль нуждается в подтверждении ссылками и цифрами, но где-то я их встречала...). Поэтому-то крестьянство больше волновали хозяйственные постройки, вообще хозяйство как таковое, а главный их интерес был - земля. Крестьяне до революции были, выражаясь современным языком, "малыми предпринимателями". И это обстоятельство и объясняет их равнодушие к второстепенным, непроизводительным расходам”.



Итак, мы видим именно то, о чем я и говорил недавно — избирательное отношение к источникам. Молодой историк осведомлен о том, что практически весь комплекс исторических источников свидетельствует в пользу того, что большинство крестьян жили скученно и грязно. Однако, молодой историк воспитан уже в наше время на волне антисоветской и проимперской пропаганды, поэтому искренне считает: его обманывают. Причем не советские историки, а вполне себе имперские этнографы, врачи, статистики. Поэтому она будет рыться в субъективных источниках до тех пор, пока не найдет пару десятков противоположных примеров. Как, например, она недавно нашла вот эту исповедь, на мой взгляд откровенно больной женщины, транслирующей вместо своих воспоминаний современную телепропаганду. При этом молодой историк демонстрирует полное отсутствие критического отношения к «исповеди». Просто уши развесила и впитала полностью....

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Четсада Хомклин РАЙОНГ, Таиланд – 27 февраля аэропорт УТапао в Районге, Таиланд, стал символической демонстрацией международного сотрудничества и военной доблести и ареной начала 43-го конкурса Cobra Gold 2024. Событие, отмеченное присутствием уважаемых высокопоставленных лиц и ...
Я зараз біля ВР, побігла туди на заклик SOS, що є постанова суду про арешт організаторів акції підприємців, і що міліція готується зносити намети. Тут стоять 3 військові намети, в них ночуватимуть до 50 людей - полтавчани, які живуть в наметі біля ВР ...
Бюджет - он м-а-а-ленький... Ну вы понимаете... Основой для заметки послужило интервью взятое журналистами РБК у некоего высокопоставленного чиновника из Минэкономразвития. В стране складывается крайне сложная экономическая ситуация, ...
Вы, наверное, удивлены, что я ещё что-то пишу про еду. Да, работа засосала. Но скоро я к вам вернусь, обещаю! На самом деле, я очень много готовлю, даже работая, но все это вечером и фотографии получаются просто ужасные. А сегодня я дома. Заболел ...
По мотивам  заметки " Вовремя предвидеть ", насчет якобы имеющихся, по версии NYT информаторов CIA аж в Кремле, пришли отклики со ссылками на  ролик Russia Today, где факт наличия информаторов отрицается, как категорически невозможный, и публикацию РИА-новости, где ...