Как мне не досталось автокредита в одном Очень Крутом Банке
tchainka — 07.09.2025
Мы тут, как некоторые, возможно, уже в курсе, машину поменяли. И теперь, когда этот катаклизм наконец завершился, а последствия осели, отстоялись, провалились вглубь психики и там переработались в ценный опыт, я могу наконец рассказать, как дело было. Чисто в информационных целях, или как у меня на работе говорят - for reference.
ПРЕАМБУЛА
Люди мы, прямо скажу, небогатые. Уж точно не из тех бабушек и дедушек, у которых мошенники по двадцать миллионов рублей по телефону выманивают. У нас ипотека. И путешествия. И, как будто этого мало, наш нежно любимый, но уже очень пожилой автомобиль вдруг начинает играть в ящик Пандоры. То у него радиатор, то турбина, то примкнувший к ней теплообменник, то стартер. Каждый раз лечение обходится в некую сумму, суммы суммируются (да, я это нарочно), и таким образом становится понятно, почему мы до сих пор не можем порадовать мошенников своим благосостоянием. А жить меж тем надо. И образ нашей, а в частности и в особенности моей жизни подразумевает активное пользование личным транспортом. Вот так у нас и назрело неприятное и даже болезненное решение - продать старый любимый автомобиль и купить новый. В кредит, конечно же, потому что см. выше про нашу непривлекательность для тюремных и прочих колл-центров.
(Здесь пусть будет широкий, обсаженный цветущей сакурой бульвар для выгула белых польт на тему неприемлемости автокредитования как феномена, потому что каршеринг, такси, электросамокат, ключевая ставка и катастрофическое падение цены актива в самый момент выезда из салона.)
Немного пометавшись по авторынку и отбросив сначала все заведомо недоступное, а потом все неподходящее в силу разных физических, рациональных и эмоциональных причин, мы оказались лицом к лицу с единственным вариантом, который в наших условиях имел право на существование. Поудивлявшись сами себе, записались на тест-драйв в автосалон. В сопровождении менеджера навернули пару кругов по окрестностям, поускорялись, потормозили в пол, поперестраивались, со свистом обогнали какой-то сонный трактор и решились. На что именно решились - показано в предыдущем посте. И если вам прямо-таки позарез надо сообщить нам, какие мы лохи и какой отстойный сделали выбор, туда и вэлкам. Там и так уже очень нажористо, но каши маслом не испортишь.
(Если совсем неймется, можно и тут, и какая разница, что незнакомая тетка (я) сделает из этого вывод о вашей неспособности понимать текст, написанный русским языком.)
Поскольку машину планировалось оформлять на меня, то и подаваться на кредит решили мной. В один Очень Крутой Банк (далее для экономии букв ОчКБ, и я заранее прошу прощения у организации, которая может случайно иметь именно такую дебильную аббревиатуру). Условия кредитования мы - ну опытные же люди, бывалые - изучили вдоль, поперек, по диагонали и на всякий случай справа налево. Включая сноски, звездочки и мелкий шрифт. Поскольку этого показалось мало, в банковском чате достучались до живого оператора (а это, как каждый теперь знает, тоже задача нетривиальная) и получили последние окончательные подтверждения, что мы все понимаем правильно и подводных камней нет. Ну и слава богам, значит, заявляемся на восемь лет и дальше гасим досрочно года за полтора. А если Филиппычу удастся задействовать один там профессионально доступный ресурс - то и раньше.
(Здесь будет прямой как стрела проспект для выгула белых польт на тему нерациональности досрочного гашения кредитов.)
Приняв такое решение, мы менее чем за сутки продали свою машину по объявлению. А затем я, повздыхав горестно, нажала все нужные кнопки в онлайн-приложении этого самого банка.
Буквально через час после нажатия кнопок звонит мне банковская сотрудница. Задает положенные вопросы, я даю соответствующие ответы, мы прощаемся с чувством глубокого взаимного удовлетворения, и мне тут же прилетает одобрение автокредита на нужную сумму. Ничего удивительного. Я вообще идеальный заемщик, за двадцать лет ни одного платежа не провтыкала. Такого кредитного рейтинга, как у меня, нет даже у принца Уэльского. И я тотчас радостно мчусь в салон, где как раз для меня нашлась машина нужной комплектации в подходящем цвете. Оформляю предварительный договор, вношу предварительную сумму. Тем временем из ОчКБ приходит сообщение, что мне назначен персональный менеджер, назовем его для пущей анонимности Василий Пупкин, от подразделения, ну скажем, ОчКБАвто. Зачем нам Василий, если заявка и без того одобрена? А вот. Без него никак нельзя. Он будет отвечать за окончательное оформление кредитного договора и вообще чутко проведет меня по этому тернистому извилистому пути. Ну супер, чо уж. Ладно.
Василий Пупкин запрашивает у меня, а я к вечеру отгружаю ему в чат ОчКБАвто все нужные сведения - скан предварительного договора, квитанцию о предоплате, координаты салона, контакты менеджера из отдела продаж - и мы с Филиппычем отправляемся спать с чувством выполненного долга
А теперь спрашивается в задаче: что могло в этой истории пойти не так?!
АМБУЛА
(Здесь, пожалуй, мы создадим благоустроенный клумбами и скамеечками дворик для тех представителей младого поколения, которые, не опознав источника, начнут мне рассказывать, что слова "амбула" не существует.)
И вот наутро после этого всего я в полной готовности ожидаю завершения финансовых процессов. Ожидать долго не приходится: уже в девять утра звонит мне менеджер ОчКБАвто Пупкин и начинает - очень быстро, прямо-таки с пулеметной скоростью - излагать порядок дальнейших действий.
И тут я позволю себе небольшое отступление.
Люди, как известно, делятся на разные категории по предпочтительному способу восприятия информации. Бывают визуалы (которым лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать), аудиалы (это вот те, кто с удовольствием не только отправляет, но и прослушивает голосовые сообщения) и кинестетики (эти, пока их мордой об стол не шарахнешь, не поймут).
У меня с аудиоканалом не то чтобы полный швах, но развит он гораздо слабее двух других. Поэтому из этой вокзально-цыганской скороговорки я выхватываю только лишь слово "отказаться" и наглухо зависаю.
- Стоп, - говорю Василию, - стоп. У меня вопрос. Правильно ли я поняла, что вы только что предложили мне ОТКАЗАТЬСЯ от одобренной заявки на кредит?!
- А вы не перебивайте, - отвечает Василий каким-то неожиданно раздраженным тоном. - Я сначала все расскажу, а затем в чат пришлю инструкции!
- Но все-таки, - удивляюсь я, - зачем?!
Василий же, пока я недоумеваю, продолжает сыпать слова как горох, а затем и в самом деле присылает в чат инструкции. Ссылка, по которой надо перейти. Отказаться от заявки (зачем, она же одобрена?!), подать новую (нафига, ведь уже одна есть?!).
- Вы не беспокойтесь, - говорит Василий, - это нормально, у нас просто порядок такой. Вот нажмете, и сразу все завершим.
А я, между прочим, уже довольно далеко зашла. У меня в салоне предоплата внесена довольно существенная. И все-таки это не с уголовным колл-центром чат, а с официальным сотрудником крупного респектабельного финансового учреждения. Очень крутого и может быть даже крутейшего.
И я иду по предложенной ссылке.
И нажимаю там кнопку отказа под уже одобренной заявкой на автокредит.
И эта заявка немедленно аннулируется, зато рядом появляется новая. НА НОВУЮ СУММУ. Т.е. вот прошлая была на 1.5 млн рублей ровно, а эта - на 1555000. Больше на 55 тыщ. Что в переводе на кредитный язык означает плюс 1400 к ежемесячному платежу и больше сотни на весь срок, если платить по графику. Кто там что говорил про "нет подводных камней"?
И тут я позволю себе еще одно отступление.
Знаете, поговорка такая есть - "умная голова дураку досталась"? Это примерно про таких, которые соображают-то хорошо, но главная ведущая сила у них не разум, а эмоции. Т.е. человек своей умной головой даже вроде и понимает, что не надо выеживаться, а надо продолжать играть в предложенную игру, стараясь в меру сил в рамках ее правил как-то минимизировать потери. Но у него, человека, есть еще дурные чувства, которые захлестывают умную голову так, что обладатель этого всего внутреннего богатства напрочь забывает о всякой осторожности. Вплоть до того, что готов бежать навстречу скорому поезду с воплем "задавлюююююю".
- ТААААК, - говорит обладательница такой головы Василию. - ЭТО ЧТО ЖЕ ПОЛУЧАЕТСЯ?!
И Василий радостно объясняет, что новая заявка включает в себя страхование кредита, это называется финкаско (хуяско!!!), это вот если случится угон, тотал или к примеру дерево на машину упадет... - и далее блаблабла цыганской своей скороговорочкой. А дурная обладательница умной головы, блабла на слух воспринимающая плохо, только пытается уследить за руками этого наперсточника.
Во-первых, меня с какого-то хрена щас обязывают отдельно страховать те риски, которые покрываются обычным полисом КАСКО. Наличие же обычного КАСКО, как уверял оператор в чате банка, не обязательно. Просто, если его оформить, ставка кредита снизится на два процента. Так что теперь, если я захочу снизить ставку, у меня некоторые риски - угон, тотал, то самое упавшее дерево - окажутся застрахованы два раза. Зачем это страховой и банку - понятно, а мне-то нафига?
Во-вторых, тот факт, что изначально мне была одобрена заявка без всякой финкаски, говорит о том, что эта хрень не обязательна. Была бы обязательна, так упоминалась бы в условиях кредита, а я их читала, там ничего такого не было. Необязательность подтверждается и всем последующим схематозом с отменой - он нужен исключительно для того, чтобы придать ситуации хоть сколько-нибудь законный вид. Типа, клиент сам собственноручно отказался от заявки и подал новую на увеличенную сумму. Без ан-сам-бля. Сам. Бля.
И вроде как уже не "навязанная услуга", а самостоятельное осознанное решение.
И машина уже ждет. И триста тыщ предоплаты внесено. И, конечно же, клиент нажмет все нужные кнопочки и жужжать не будет. Если умный, да?
- А скажите, - интересуется конкретный клиент Василия Пупкина, - если, например, я досрочно погашу кредит, мне вернут оставшуюся часть этой финкаски?
- Оставшуюся часть - конечно, - уверяет Василий. - А вы что, досрочно хотите гасить?
И дурная обладательница умной головы, обозлясь уже вконец, в вежливых, но очень недвусмысленных выражениях сообщает Василию, что не намерена переплачивать за навязанную ей услугу и, конечно же, кнопочку нажмет, но приложит все усилия к тому, чтобы погасить этот кредит при первом же случае, который может подвернуться даже и очень скоро. Не успеют буквально высохнуть на этом шулерском договоре виртуальные чернила.
- Ой, - вдруг говорит Василий, - я что-то вас плоховато слышу. Алло? Алло? Похоже, связь пропала, я сейчас перезвоню.
С моей стороны слышимость просто замечательная, но - допустим, пропала связь. Вот вы, когда ведете важный разговор и внезапно перестаете слышать собеседника, как поступаете? Почти любой человек в такой ситуации перезвонит сразу. Я тоже, кстати. (Вы нет? - ОК, вы нет.) Василий перезванивает минут через пять, и это означает, что он либо с кем-то советовался, либо совершал какие-то технические действия. (Вы полагаете, что он просто в сортир ходил? - ОК, тоже вариант.)
- Ну что же, продолжим, - сообщает как ни в чем не бывало. - Подавайте новую заявку.
И я собственными вот этими руками нажимаю на чертову кнопку подачи повторной заявки на сумму с добавочными 55 тыщами навязанной финкаски. А куда деваться-то уже на этом этапе.
И Василий Пупкин ровно через тридцать секунд радостно сообщает: "ВАМ ПРИШЕЛ ОТКАЗ".
Ууупс.
Что я там говорила про людей, которых пока мордой об стол не шваркнут, не поймут? Здравствуйте, меня зовут Таня и я кинестетик.
А если рассуждать логически - на кой Василию возиться с кредитом, от которого даже бонусов за финкаску не получишь? Никакого смысла нет. А со стороны все довольно красиво выглядит, вроде и не подкопаешься - клиент сам не знает чего хочет, подал заявку, передумал, подал новую на бОльшую сумму, а это все очень подозрительно! Возникают даже сомнения в целевом использовании кредита!
И здесь пусть будет тихий сквер для умных авотяникогдов и такваминадов. Которые влет отличают респектабельное финансовое учреждение от "поступила заявка на списание с вашего счета двадцати охулиардов рублей". В сквере предполагаются удобства: фонтан, пивной ларек, кикшеринг и химчистка для белых польт.
ХЭППИ ЭНД
Так что автокредита в ОчКБ мне не досталось. Не сложилось как-то. Пришлось подключать план Б, который у нас, конечно же, был. И машину мы таки купили, хоть и на три дня позже.
Это я к чему все? К подводным камням, конечно. Они бывают очень неплохо замаскированы. И возникают, как тот айсберг перед "Титаником" - ах ты ж бля!!! - но не свернешь уже, поздно.
Хотя в целом мне в этой ситуации, пожалуй, повезло. С сомнительной схемы так или иначе соскочила. Кредит у нас оказался в итоге под более выгодный процент. Автомобиль не в залоге. Уроки, опять-таки, извлечены и на ус намотаны. А скрины того замечательного диалога в чате ОчКБАвто я, конечно же, сохранила и применила по назначению.
|
|
</> |
Корпоративное обучение персонала: тренды и лучшие практики московского рынка
Какая крупная либеральная рыба-селеба заплыла ко мне в сети, братаны-ватаны
Самые дорогие фильмы в советском кинематографе...
А снег идет, а снег идет, и все вокруг чего-то ждет... 21.12.2025
А снег идет, а снег идет, и все вокруг чего-то ждет... 15.12.2025
Гибель эсминца «Ятаган»
Введена в строй подводная лодка «Великие Луки» проекта 677
National Geographic выбрал лучшие фотографии 2025
Лариса Долина — с вещами на выход

