Как мы учимся (2 из 3)
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Эббингхаус пессимистично нарисовал такую кривую, которая идет-идет более или менее прямо, потом начинает сползать вниз, и так до дна и доползает, и чем дальше от начала, тем хуже. И если не совершать все время усилия, чтобы оно как-то опять пополнялось, оно так и сползет. Эта кривая идеально описывает всю зубрежку. Пихали, пихали в голову, пока не кончились силы. Потом кончается мотивация, никаких связей нигде не возникло, либо возникло мало. И оно держится в голове плохо, при первой же возможности стремительно погружается на дно нашего мутного водоема. Хорошо, если дотянем до экзамена. Потом с облегчением забываем. Вот так ученики учатся в школе )большей частью.)
А помните рассказы, как "вдруг появился хороший преподаватель"? Восторженные рассказы: "Тут нам стало интересно!" и "Тут мы все начали понимать!" И тут у всех пошли не только хорошие оценки, но и настоящие знания. Это потому, что учитель потрудился что-то связать с какими-то уже имеющимися знаниями, привязать все к реальности учеников, ассоциировать с чем-то понятным и любимым, и оно поэтому интегрировалось в базу знаний. А не провалилось.
А еще вспомним, как мы сами страстно учились чему-то, что нас очень интересовало. Либо очень было нужно. (Например когда-то мы не умели стоять и ходить, но очень хотелось до всего добраться, и вот мы начали пробовать. Или мы очень хотели научиться говорить, чтобы лучше доносить до всех свои запросы. :-) ) Сначала дико трудно. Делаешь попытки, и все оно никак. Потом всегда говорят о "прорыве", после которого у всех обучающихся происходит некий "взлет"! Дальше, после прорыва, они учатся прямо со страшной скоростью, все становится легче, лучше, глубже, и им уже вообще редко трудно - все больше интересно и волнительно, включается даже эйфория. Что произошло? Мозг нарабатывал нейронные связи. Будь то война с хореографией или попытка встать на ноги и пойти, или попытка говорить на человеческом языке, или на новом языке. Трудно было отращивать эти связи вначале. Все трудно, все болтается по отдельности, всем приходится шевелить по отдельности. Тянешь одно - бросил при этом другое. Нету вот этих чудесных связок, когда одним шевельнул, и притянул весь букет. Чуть что отпустишь, оно ускользает. Норовит уйти на дно.
А когда что-то плотно интегрировалось в некую сеть (нейронную сеть), оно там крепко сидит. И когда значительная часть этой связки находится в активе, и работает, все остальное тоже не тонет, оно все вместе, в вашем распоряжении. И когда у вас образовалось такое единое целое (которое искрит, переливается, радует и дает вам огромные возможности), любая новая мелочь врастает в эту систему, и обогащает ее, и это происходит "как само собой". Вначале рыдали о каждом слове. Теперь слова прибавляются стайками, целыми тематическими блоками, или отдельные слова прилетают в кам, но сразу становятся знакомыми и и родными, потому что сразу куча всего к ним прицепилась, и они этим боком что-то напоминают, а той частью от чего-то знакомого происходят. И так - с любыми видами знаний и умений.
Соотвественно, кривая настоящего, живого, мотивированного обучения выглядит наоборот: Сначала долго, медленно и тяжело. Потом происходит взлет.
С моими любимыми 50 набросками в день - то же самое. По сути вы решаете простую задачу: вы пытаетесь похоже нарисовать человека. Но фактически вы бьетесь на 10 фронтах. Вы и руки рисовать не умеете, и ноги, и головы. И с пропорциями у вас трудности, и на листе расположить не получается. И вообще-то еще существует перспектива, свет, и тень, и детали, и другие объекты. И сначала вы с этим всем бьетесь, в отчаянии бегая между всеми этими проблемами. А потом они вдруг складываются в некий такой искрящий комплекс, где все взаимосвязано, все перетекает друг в друга. И задачу "нарисовать этот набросок" вы начинаете видеть, как такое объемное, единое целое. И дальше во-первых становится легко, во-вторых - любые новые мелочи, которые вы замечаете или узнаете, прямо влет интегрируются в то, что у вас уже есть. Вы начинаете расти по траектории вертикального взлета. Просто там составляющих много, и попыток много, и надо много раз попробовать, пока это все свяжется в единое целое. Поэтому нужно стремиться пройти перый этап быстрее. (Чтобы вас не успела сожрать фрустрация.)
На сколько открывается эта дверка?
Давайте еще одну метафору представим: Вы чем-то пользуетесь особо часто. Каким-то знанием, навыком. Вот вы к этому своему ресурсу обратились, взяли. Можно представить как книжку: взяли с полки, открыли, заглянули, потом закрыли и положили на место. Если вы это начнете делать часто, в какой-то момент вам надоест, вы ее оставите открытой на столе. Чтобы была под рукой. Вот так вам мозг выдает в активный и быстрый доступ то, чем вы пользуетесь. Если дальше открывать другие книжки, и класть на стол, ту вашу первую через какое-то время закопает. Потом придет какая-то функция мозга, которая следит за порядком, книжки из нижних слоев заберет, закроет, и поставит обратно на полки. Так вот: Вера Биркенбиль утверждает (не знаю, откуда взяла, но может от отца-невролога?), что в среднем такая книга остается открытой 30 часов. И если чаще, чем раз в 30 часов заглядывать, то будут вообще блестящие результаты (она будет всегда под рукой, вы будете выдавать нужный ответ быстро и легко, будете блистать). А если 30 часов не вспоминать, придется снова лезть на полку. Но и тут есть хорошие новости! Если за чем-то ходят на полку часто, мозг-уборщица начнет ставить ту востребованную книжку поближе. И она каждый раз будет доставаться легче и быстрее. Так что все равно любое повторение - полезно.
Поэтому и эффективны занятия "каждый день" - это чтобы эта дверца не успевала захлопнуться. У некоторых заданий она тяжелая и противная, и поэтому лучше не дожидаться, пока она закроется, и придется опять тянуть и мучительно отпирать. И это правда, что если пользоваться чем-то 3 раза в день, то будет еще лучше. И так же есть разница: 15 минут что-то делать каждый день, или 50. Потому что пока вы что-то делаете 10 раз, вы спотыкаетесь, у вас еще какие-то сложности везде. Потом, через сколько-то повторений, включается яростное желание нервной системы как-то оптимизировать процесс, и она начинает усиленно работать над улучшениями. Все, что вы пробуете подольше, вы быстрее научитесь делать эффективно, удобно, хитро. Потом 50 набросков в деньприносят больше пользы, чем 10, хотя и 10 - очень хорошо, особенно, если каждый день.
Про обучение, и путь от новичка до мастера.
Я тут написала, что я узнала о процессе обучения. Сначала нам туго, мы набираем некую базу знаний, которая свяжется в "сеть знаний". Потом, когда сеть появилась, дальше все в нее попадает и радостно интегрируется, дальше мы учимся и развиваемся с легкостью и радостью. Допустим, сначала мы хотим стать иллюстратором, и во всем плаваем. Потом мы пересмотрели десять тысяч работ коллег, уже набрали знаний о том, кто чем отличается, кто в каком стиле работает, в какой технике, в какой области. Иллюстрация перестает для нас быть огромным морем из пестрых картинок. Это структурированная область, в которой мы различаем кучу категорий и нюансов. Мы видим у трех похожих иллюстраторов, как отличается по характеру линия, тон, цвет, заливка. Миллион мелочей нас больше не сбивает с толку, потому что мы знаем точно, откуда они взялись, и как их сделали. Другие мы воспринимаем с интересом. Мы отлично отличаем "простое базовое" от редких приемов и оригинальных находок. Мы столько этого перевидали, что знаем, чего там "завались", а что встречается редко. Что сделать трудно, а что - просто вопрос времени, и вполне даже расслабляет и может работать отдыхом.
Новичок барахтается в мутной луже, и ничего не понимает. Мастер ощущает спокойствие и ясность, он кучу всего выучил, и полученные навыки и знания - все в его распоряжении. По поводу его области у него мало иллюзий. Процент понятного намного больше, чем процент нового и непонятного. В какой-то момент нахождение более или менее значительного куска радикально новых знаний становится буквально праздником для души! Наконец что-то новенькое" Обучение становится лучшей и любимейшей частью нашей работы.
Так вот - на нижнем уровне, где пробующие и начинающие - всегда толпа. Далее можно представить себе пирамиду, которая сужается кверху. Чем дальше наверх, тем меньше остается "выживших", потому что не всем интересно дотягивать до состояния мастера в каком-то деле. Где-то на середине (на уровне "неплохо разбираюсь") - народу еще довольно много. Но чем выше, тем меньше. Это - нормально и очевидно.
И про критику.
На этом месте хочется сказать про критику. (Тоже у Биркенбиль прочитано.) Тех, кто в самом низу, вообще критиковать бесполезно. Они не понимают, что сделали не так, т.к. еще плохо отличают плохое от хорошего. И почти любой критикующий обычно выше их, и знает много, чего они еще не знают. Т.е. они в половине случаев не понимают, о чем речь, когда их ругают. Они это еще различать не научились, либо этих деталей еще не выучили.
Чем выше человек в этой пирамиде, тем больше его можно и имеет смысл критиковать. (Чем больше он знает и понимает о своем ремесле, тем больше может реально применить критику для улучшения чего-то.) Чем выше люди поднимаются в этой пирамиде, тем их меньше. (Мы ведь помним, наверху там мало народу.) И чем выше человек там находится, тем меньше ему интересно критиковать новичков (он понимает бессмысленность этого занятия). Только те, кто находятся совсем немного выше нижнего слоя, особо радостно критикуют тех, кто толпится непосредственно под ними. Чем ниже уровень, тем больше толпа, тем больше толпы неуместно критикующих.
Между прочим, от того, что человек внизу пирамиды не умеет отличать хорошее от плохого, он на всякий случай к любой критике прислушивается: "А вдруг критикующий прав?" А многие критики этим (отчасти неоcознанно) пользуются. В такой компании можно нести чушь, а кто-то к вашей чуши будет искренне прислушиваться. :-)
***
Дальше будет про правила, которые критики спешат навязать тем, кто совсем еще не понимает, с чем он имеет дело.
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-9ed3a3.jpg?from=http://miu-mau.org/cards/img/divider.png)
Смотрите так же:
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-1e982e.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/belolap.png)
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-8caee7.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/tgr.png)
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-7ef6a8.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/miupics.png)
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-8caee7.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/tgr.png)
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-a691b5.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/yt.png)
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам:
![Как мы учимся (2 из 3) Как мы учимся (2 из 3)](/images/main/kak-mi-uchimsya-2-iz-3-964f77.jpg?from=http://miu-mau.org/miu/lj/1/4lj/cryingcats.png)
|
</> |