Как мы становимся рабами мегакорпораций
mmironov — 27.01.2020В декабре я обнаружил, что мне заблокировали доступ в AirBnB. Я подумал, что это какая-то ошибка и написал в службу поддержки. В ответ мне написали, что мой аккаунт больше поддерживаться не будет, это их право заблокировать мою запись, они не обязаны ничего объяснять, они также не несут ответственность за любые убытки, вызванные их действиями, и запрет на пользование AirBnB у меня пожизненный, а также распространяется на все мои будущие аккаунты, которые я попытаюсь создать. Их решение окончательное, и больше на мои письма они отвечать не будут. Меня удивили два момента. Во-первых, я не нарушал никаких правил сервиса, на которые они ссылались в своем письме. Во-вторых, с клиентами так по-хамски обычно не разговаривают. Подобное поведение можно ожидать от дремучих совковых госсервисов, но никак не от прогрессивной международной компании, которая завоевала место на конкурентном рынке за счет более качественных услуг.
Но с другой стороны, после некоторого анализа становится понятно – это естественный тренд развития современных компаний. За последние 10-15 лет мир качественно изменился. Когда стал активно распространяться интернет, казалось, что это приведет к увеличению конкуренции, а значит, качества и прозрачности предоставления товаров и услуг. Действительно, на первом этапе так и было. Когда я в начале 2000-х гг. приехал учиться в США, то каждый раз, покупая что-то по интернету, я выбирал среди множества интернет-магазинов. Когда я путешествовал и бронировал себе квартиру на месяц или на два, то в поиске Google находил несколько десятков агентств недвижимости и выбирал лучший вариант. Потребителям стало легче сравнивать варианты, и цены опускались.
Однако в последние годы интернет-рынок стал все более и более монополизирован. Когда я приехал на пару лет пожить в США в 2015 г., то все интернет-покупки я делал исключительно через Amazon, отели бронировал через Booking.com, квартиры на короткий срок снимал через AirBnB, такси вызывал через Uber. И это не исключительно американская тенденция. Это общемировой тренд. В каждом сегменте рынка появляется одна или две компании, которые фактически контролируют подавляющую долю рынка. Хочешь работать или покупать товары/услуги на этом рынке – пользуйся сервисом данных компаний.
Монополизация рынков – естественный процесс. Речь идет, прежде всего, о сетевых сервисах. Если вы хотите забронировать отель или квартиру, то и с точки зрения потребителя, и владельца квартиры/отеля, чем больше участников сервиса, тем лучше. В социальных сетях также критически важным является число участников. Facebook (а также принадлежащий ему Instagram) стал фактически мировым монополистом в сегменте социальных сетей. Google обладает монопольной властью в сегменте поиска. Amazon – на рынке электронной коммерции. Возможная конкуренция со стороны новых игроков все меньше представляет угрозу для этих компаний. Ведь чтобы вы начали пользоваться условно новым Facebook, вам нужно, чтобы значительное число ваших друзей начало пользоваться этим новым Facebook. А выдернуть значительную часть общества из состояния статус-кво и перетащить на новый сервис – очень непростая задача.
Корпорации, которые становятся монополиями, начинают вести себя, как монополии по отношению к потребителям и поставщикам. К счастью, Amazon, Facebook, Google, Uber, Booking и другие крупные компании не ведут себя так по-хамски к своим клиентам, как AirBnB, но на практике нет никаких рыночных сил, которые бы их в этом ограничивали. Почему AirBnB может позволить себе так общаться? За 10 лет бизнес агентств по сдаче квартир на короткий срок резко упал, львиная доля рынка ушла к AirBnB. Если у тебя есть квартира, и ты хочешь ее сдавать – то хочешь-не хочешь, иди к AirBnB. И если даже они вдруг решат заблокировать твой аккаунт, ни к каким конкурентам ты уйти не сможешь, так как их нет. Остается только писать бесконечные письма в службу поддержки и открытые письма (см. например https://medium.com/@kellykampen/airbnb-why-did-you-terminate-my-account-an-open-letter-to-airbnb-9631213f8a1b). Facebook и Google стали фактически монополистами на рынке интернет-рекламы. Если они решат вдруг отказать кому-то в предоставлении услуг, то это может поставить под угрозу существование этого бизнеса. Мы уже наблюдаем, как блокировки аккаунтов в социальных сетях ставят под угрозу возможность распространения информации. Например, недавно Instagram заблокировал аккаунт Киры Ярмыш (https://twitter.com/Kira_Yarmysh/status/1220648560112422914?s=19). Да и сам Facebook регулярно блокирует различные аккаунты, и пользователи тратят много усилий, чтобы их разблокировать.
В дальнейшем ситуация будет только хуже. Монополии – это завышенные цены и плохой сервис. Пока мы наблюдаем только первые сигналы подобного поведения. Все-таки все вышеперечисленные компании появились на конкурентном рынке, в результате того, что они на каком-то этапе предложили лучший продукт, поэтому пока еще в них сильна рыночная культура. Но чем больше они будут чувствовать свою монопольную власть, тем больше будет давление на потребителей их сервисов. И в этом отношении ситуация может стать даже худшей, чем в случае с государством. Государство тоже обладает монополией по многим вопросам – охрана правопорядка, выдача документов, регистрация сделок по недвижимости и многим другим. Однако за много лет демократические общества научились ставить госчиновников под свой контроль. В любой западной стране тяжело себе представить ситуацию, что когда человек обращается за получением паспорта, а чиновник ему отвечает: «Паспорт я тебе не дам, причины своего решения объяснять тебе не обязан, и вообще я больше ничего тебе отвечать не буду, а паспорт и другие документы мы тебе вообще больше никогда не выдадим». Даже Путин, когда ограничивает в политических правах своих соперников, пытается подогнать под это какую-то законную базу. В этом смысле мировые корпорации абсолютно бесконтрольны – они могут заблокировать аккаунт без всяких объяснений, если у вас там был какой-то баланс – эти деньги конфисковать, и жаловаться кому-то бесполезно – вы же подписали пользовательское соглашение, что у сервиса есть все права, а у пользователя никаких.
Проблема еще заключается в том, что по стоимости эти корпорации становится соразмерны с ВВП довольно крупных государств. Например, ВВП России в 2018 г. составил порядка 1.5 трлн долларов, рыночная капитализация Apple - 1.4 трлн долларов, Google – 1 трлн, Amazon – 920 млрд, Facebook – 620 млрд. Количество пользователей Facebook составляет 2.2 млрд человек – треть населения Земли. То есть за последние 10 лет в мире быстро развились монстры, размеры которых сопоставимы с экономиками крупных стран, правила и принципы работы которых фактически никто не контролирует – они сами пишут себе правила, сами же их выполняют и сами же контролируют их исполнение.
Хорошие новости, что мы понемногу начали отдавать себе в этом отчет и что-то с этим делать. Например, в 2018 г. начал действовать европейский регламент о защите данных (GDPR), который устанавливает минимальные правила, как корпорации должны хранить и распоряжаться данными пользователей. Я думаю, это только первый шаг. Из-за давления пользователей на политиков, международные мегакорпорации будут подвергаться все большему регулированию. Постепенно будут регулироваться цены (чтобы монополии не зарабатывали монопольные прибыли), будут регулировать правила блокировки аккаунтов (если вы монополизировали сервис, то вы не можете без веских причин лишать пользователей доступа на этот рынок – так же, как сейчас никто без причин не может лишить вас воды или электричества), будут регулировать объем и качество предоставляемых услуг.
Конечно, никто из нас не любит, когда государство вмешивается в рыночные процессы. Очень часто, вмешательство представляет собой бОльшее зло, чем само по себе несовершенство рынков. Однако в случае быстрого становления мегакорпораций-монополистов, государственное регулирование – это единственный рычаг который может остановить полное порабощение этими корпорациями своих пользователей.
|
</> |