Как медитация меняет качество жизни
dissomnia — 17.01.2018 «Как заставить ребенка идти в садик после длинных новогодних праздников?» - вопрошает автор статьи в соцсетях. И немедленно отвечает: каждый день гуляйте рядом с садиком, напоминайте ребенку, что скоро праздники кончатся, постарайтесь всеми силами удержать малыша в режиме… Не знаю, каково приходится детям, которым ни на минуту не дают позабыть про воспитательниц, тихий час и ненавистную манную кашу даже в выходные. Зато уверена, что подобные статьи сильно невротизируют мам. Мысль о том, что в праздники можно отдыхать и с удовольствием делать то, что не получалось делать в будни, забыть про садик на несколько дней, и – о ужас! – не делать никаких развивающих заданий по плану, а просто испечь вместе банановый кекс или раскрасить в дикие цвета пару картинок с любимыми миньонами, отчего-то не приходит в головы современных родителей, судя по популярности подобных статьей.фото Александр Панов
«Хватит есть!» - категорично заявляет известная диетолог из инстаграма. Публикация появилась первого января, а это значит, что все должны немедленно выкинуть остатки оливье, гуся с яблоками и даже штоллен, который приготовлен к Рождеству, как только часы пробьют двенадцать ночи. И, если следовать рекомендациям автора, необходимо немедленно взгромоздиться на велотренажер, потом пройти пять километров с палками для скандинавской ходьбы, посвятить часок кроссфиту, а потом уж позволить себе, наконец, честно заслуженный салат из сырой брокколи и кабачка, сдобренный каплей оливкового масла и обильно политый голодными слезами.
В Сети можно найти множество бодрых лозунгов: начинаем готовиться к лету, прекращаем есть мясо, занимаемся в спортзале до обмороков, готовим ребенка с трех лет к получению Нобелевской премии, осваиваем 10 лайфхаков по достижению множественного оргазма (потому что если вы не испытываете такой оргазм ежедневно, ваша жизнь уныла и неполноценна). И вроде бы все разумно и правильно, и нет предела совершенству. Однако мы не отдаем себе отчет, что весь этот информационный шум несет одно и то же сообщение: «Вы живете неправильно и это очень плохо.» В результате появляется тревога. Она плохо осознается и чаще всего ощущается как неопределенное чувство дискомфорта, напряжение в животе или груди, а иногда и вовсе проявляется как телесные недуги – например, головная боль или перебои в работе сердца.
Реклама работает аналогичным образом. Если создать у потенциального потребителя чувство тревоги, ему можно продать что угодно – и он купит, в надежде избавиться от этого неприятного чувства, которое его преследует. Нет ничего проще, чем вызывать у целевой аудитории тревогу на тему несовершенства собственного тела – и продать чай для похудения, или внушить, что вы недостаточно хороший родитель, и продать «уникальную» развивающую игрушку.
Мы не осознаем, что масса рекламной, развлекательной и познавательной информации, которая обрушивается на нас отовсюду, далеко не всегда полезна. По данным ВОЗ, число страдающих от тревожных расстройств и депрессии, с 1990 по 2013 гг возросло на 50%. Отчасти это связано со сложностями, которые встречает мозг на этапе обработки информации, поступающей буквально отовсюду.
Откуда появляется тревога
Чувство тревоги формируется сразу в нескольких отделах мозга. В норме она возникает в ответ на адекватный раздражитель (например, пьяный человек, который направляется к вам в темном переулке) и хорошо осознается. Такая реакция направлена на сохранение жизни, она обеспечивает безопасность и ее итогом является создание плана по устранению источника тревоги, всем известный алгоритм: «Бей, беги или замри».
К сожалению, тревога часто срабатывает как чрезмерно чувствительная сигнализация у некоторых машин. Прошел ли мимо человек, подул ли ветерок – система безопасности начинает громко и тревожно верещать. В мозге человека такая незадача происходит тогда, когда информация о тревожном сигнале поступает в древний подкорковый отдел мозга – амигдалу, далее следует в таламус и гипоталамус, минуя кору больших полушарий: префронтальную кору (именно ей мы обязаны умением составлять планы «А» и «Б» в любой неожиданной ситуации) и заднюю поясную извилину. Поэтому тревога не осознается, и остается этим неясным чувством дискомфорта, который, однако, сильно снижает качество жизни.
Одной из причин такой тревоги нейрофизиологи называют «неполезные переживания». Это мысли, которые оторваны от реальности, предположения, которым вероятнее всего не суждено сбыться. Это та самая «мозговая жвачка», которая хорошо знакома каждому из нас. Обилие информации вокруг и значительное количество стрессовых ситуаций приводят к тому, что режим «мозговой жвачки» активируется по умолчанию, как только у нас выпадает минутка отдыха. «Неполезные переживания» провоцирует ленивый бессмысленный серфинг в соцсетях, разговоры с воображаемыми собеседниками и придумывание остроумных вариантов ответов на диалоги, которые произошли в течение дня. Такие переживания сложно поддаются контролю, и, если с ними ничего не делать, могут забрать вас в режим «автопилота», этакой «виртуальной реальности», когда большая часть дел осуществляется без осознанного присутствия, как бы машинально. В результате снижается внимание, появляется апатия и нарастает тревога.
Как выйти из «режима автопилота»?
Этот навык формируется постепенно: к сожалению, невозможно принять пилюлю определенного цвета, как Нео в фильме «Матрица», чтобы раз и навсегда перейти в режим осознанности.
читать дальше...
|
</> |