Как математик насушил листьев и продал на 20 млн в год на маркетплейсах

Меня зовут Денис. В 2010-м я закончил Удмуртский государственный по специальности прикладная математика. В 2014-м я начал смешивать чай в тазике у себя дома и продавать ресторанам. А в 2024-м мое производство выпускает в среднем 3 тонны чая и продает его на 90 млн в год, из них 20 млн – это маркетплейсы.
Я расскажу, как заварен чайный бизнес, как обжигают маркетплейсы, почему создатели чайной церемонии не церемонятся, и сколько зарабатывают чайники (это люди из индустрии чая, а не оскорбление).
Постарался написать просто, как заварить чай в пакетике.

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья заварена автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем производства чая AROMA TEA COFFEE Д. Гиззатовым и маркетологом компании Ильей Зыковым.
Чайный ликбез
Начнем с ботаники. Чай – это вечнозеленый кустарник под названием камелия синенсис. То есть каркаде, иван-чай – это все прекрасно, но технически, это не чай.
Наиболее развито камелиеводство в Китае, Индии, Вьетнаме, Шри-Ланке (в чайной среде больше известной, как Цейлон). На качество чая влияет соотношение температур, количество солнца и влаги. Самая дорогая часть растения – почка, там больше всего вкуса и пользы.

Теперь по графику шок-контент. Чай зеленый, черный и даже красный – это не разные виды растения, а просто разные способы обработки одного и того же листика. То есть из одного чайного листа получается тысячи видов чая, как из муки получается сотни видов булочек.
В Китае существует порядка 20 технологических операций, которые проделывают с листом для получения чая. В Индии освоили 10.
Разновидности чая можно расположить по возрастанию сложности производства.
Белый чай
Если собрать чайные листы и дальше почти ничего не делать получается белый чай.
Пасмурный день, лист опал, сам завял, и сам засох, получился белый чай.(Китайская поэзия)

Итого белый чай – это только сбор, завяливание, сушка.
Зеленый чай
Если белый чай обработать паром, то получаем чай зеленый.

Помимо фиксации, в производстве зеленого чая появляется сминание и скручивание чайного листа.

Люди с развитыми вкусовыми сосочками характеризуют вкус зеленого чая как травянистый, минеральный, цветочный, сливочный.
Люди с развитыми вкусовыми сосочками характеризуют вкус зеленого чая как травянистый, минеральный, цветочный, сливочный.
Итого зеленый чай – это сбор, завяливание, фиксация паром, сминание и скручивание, сушка + формовка.
Красный чай
Если чай, помимо всего прочего, оставить, например, на полу и накрыть тряпочкой, то в растение начнется процесс ферментации и получится красный чай.

Ферментативное окисление – это глубокая трансформация чая. Хлорофилл в листе разрушается с образованием танина и полифенола, и от того, как долго этот процесс происходит, зависит какой чай мы получим. Минутка наукообразности закончена.
Здесь уже появляется знакомый чайный вкус, который умные люди характеризуют как фруктово-печеный.

Итого красный чай – это сбор, завяливание, скручивание, ферментация, сушка (фиксация).
Улун
Казалось бы, чтобы получить молочный улун, достаточно взять чай в пакетике и разбавить его молочком. Ан нет. Улун уверенно занимает предпоследнее место по сложности производства.
Для получения улуна, помимо всего прочего, требуется этап, который с китайского дословно переводится, как “выделка зелени”.

Во время этого процесса чередуют встряхивание, прогрев и охлаждение, а это стресс для листа. В ответ растение реагирует выработкой летучих веществ.
Кроме того, края листьев повреждаются, и запускается ферментация. А дальше чем больше циклов сминания и скручивания, тем сложнее вкус Улуна. Можно даже до да хун пао довыделываться.
На втором месте у меня Те Гуань Инь, он как планчик*
Идёт как надо – за стаканчиком стаканчик
Он так по-доброму, мягко колпачит
Его можно даже девочкам, но лучше в присутствии мальчика
(с) Классик русского рэпа о разновидности Улуна
Вкус улуна по версии знатоков от травянисто-цветочного до фруктового, древесного, орехового, и даже табачного.
Итого улун – это сбор, завяливание, выделка зелени, фиксация, скручивание, прогрев, сортировка, пропекание (1-2 раза).
Черный чай
Черный чай, конечно, лидер по узнаваемости чая. Но технически то, что мы привыкли пить по утрам, по описанной классификации — это красный чай. А к черному чаю знатоки отнесут, например, пуэр.
Пуэр я могу сравнить с амфетамином*
Я не пью его часто – он разгоняет меня слишком сильно
(с) Классики русского рэпа о пуэре
Черный чай является абсолютным лидером по количеству этапов производства, видимо, поэтому он дорогой.

Чтобы получить черный чай, листья должны пережить взаимодействие с бактериями при ограничении доступа кислорода.



На вкус пуэр может выдать остроту, как у редьки, а может порадовать ароматом старой лаковой мебели.
Итого черный чай – это сбор, завяливание, фиксация, скручивание, сушка, сортировка, постферментация, сушка, пропаривание, прессовка, сушка, выдержка.
Все описанные выше этапы проходят в стране произрастания, а по приезду в Россию с чаем происходит гораздо меньше приключений. К нам он доезжает уже в пригодном для употребления виде.
Производство чая как бизнес
Плантации
В процессе производства чая и кофе есть серьезные отличия. Если кофейные ягоды фермеры сдают на пункты приема, и они уже проводят обработку, то в чайной сфере все находится в одних руках. То есть те, кто выращивают камелию, ее же и обрабатывают (сушат, ферментируют, выпекают, сортируют и пр.).
Массовые сорта, как правило, выращивают крупные плантации по 1 000 рабочих рук, а мелкие фермеры выращивают эксклюзивные сорта. Но вот экспортируют чай отдельные ребята – трейдеры.
Аукцион
В Индии поставщик, производитель чая и трейдеры проводят аукцион, государство это регулирует. Участники чайного рынка пробуют друг у друга образцы, примерно по 5 000 образцов в неделю, и на каждый лот ставят цену. Если сказал 300 рупий, и твоя цена выиграла – обязан выкупить. Так получается идеальная прозрачность и честность цены на чай.

В Китае такого нет, там трейдер и плантации сами ставят цену, предлагают ее нам — оптовым покупателям, а дальше мы уже сравниваем ценник и торгуемся.
Стоит заметить, что чай – это редко вот такой-то сорт с такой-то конкретной плантации. Даже в одном месте от года к году может отличаться количество солнца и влаги, и отсюда вкус готового продукта может сильно отличаться. Это не подходит для оптовых продаж, клиент будет жаловаться, что платил за тот же вкус, а получил что-то совершенно другое. Поэтому трейдеры придумали бленды, то есть чай из разных плантаций смешивают, чтобы получить одинаковость вкуса.
Выбор чая
Наш чайный бизнес начинается с того, что мы приезжаем в страну произрастания.

В России вам предложат хлеб, соль (водку), в Индии нам организуют каппинг. Чтобы помочь с выбором сортов, чайные трейдеры накрывают поляну из сотен разновидностей – это и называется каппинг.

Когда чай выбран, собираешь монатки и домой.
Трейдеры обычно хранят образцы отправленных партий, чтобы, в случае претензии покупателя, можно было разобраться.
Импорт чая
А чай грузят в контейнеры на 15 тонн (6-10 млн ₽) и листы плывут к покупателю.


Сколько можно заработать на импорте чая?
В этом месте уже можно первый раз заработать.
Например, мы покупаем чай в Индии и Китае за 333 ₽. А когда чай приезжает в Петербург, он начинает стоить 450 ₽. Минус пошлины, минус расходы на перевозку.
А продать компаниям, которые чай смешают с чабрецом или ромашкой уже можно за 545 ₽.

Всего сразу со склада мы оптом продаем чай примерно на 5,45 млн ₽. То есть чистыми остается 950 000 ₽. В этом бизнесе нас двое, я отвечаю за чай, партнер за импорт.
Но не стоит думать, что заработать на импорте легко. Как-то наш контейнер ехал через Иран, а там забыли поставить 2 подписи. Таможенники хотели развернуть партию, то есть минус деньги за доставку из Китая, минус деньги за доставку в Китай. Кое-как договорились.
Как-то груз приехал, а у таможенников праздничные дни. Но это никого не волновало. И пока таможенники отдыхали, с нас списывали деньги за простой груза. Так потратили около 500 000 ₽.
Дальше чай со склада в Петербурге мы привозим на производство в Ижевске. Тут он проходит еще 3 важные стадии, прежде чем отправиться на маркетплейсы и генерировать для нас прибыль (штрафы).
Статья получилась очень большой и в один пост не влезла.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья заварена автором блога «упал, поднялся», на основе интервью с основателем производства чая AROMA TEA COFFEE Д. Гиззатовым и маркетологом компании Ильей Зыковым.
Я веду блог «упал, поднялся» с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Каждую неделю – новая история на основе интервью с предпринимателем.
Вы прочитаете: как я зарабатывал 13 млн в год на любителях пассивного дохода, как я склеил картон и продал на маркетплейсах на 50 млн в год, почему мой таксопарк на 300 водителей и 40 машин больше не бизнес, как я делаю и продаю камни на маркетплейсах на 1,35 млн в месяц, почему умирает производство пельменей в провинции, и как на меня трудится 1 000 работников, хотя они думают, что работают на себя и др. истории.
За часть «Ликбез по чаю» спасибо Елене Ивановой.
* Наркотики убивают
|
</> |