Как индейка победила кабнью голову
trim_c — 26.12.2021 Зария ГорветтФаршированная голова дикого кабана веками считалась главным праздничным блюдом. Как и почему она уступила место экзотической птице из далекой Мексики?
25 декабря 1406 года епископ Солсбери Ричард Митфорд приступил к рождественскому обеду. Он прожил бурную жизнь, полную драматических взлетов и падений - какое-то время занимал важное положение при дворе Ричарда II, потом был обвинен в измене и угодил в Тауэр, а теперь, на склоне лет, наслаждался спокойной старостью.
По меркам епископа, обед был скромным - всего 97 гостей. Стол был обилен, на нем красовался целый зверинец: половина коровы, три овцы, 24 кролика, свинья, половина дикого кабана, семь поросят, два лебедя, два вальдшнепа, четыре дикие утки, 20 бекасов, 10 каплунов и три чирка.
В том году Рождество выпало на субботу - постный день, когда полагается есть рыбу. Его преосвященство позаботился и об этом - приглашенным подали 20 маринованных белых сельдей, 20 соленых красных сельдей, трех огромных угрей, 200 устриц и 100 улиток.
Тогда в Англии не пользовались вилками, и у каждого не было своей тарелки. То и другое появилось лишь в XVIII веке. Вооружившись ножами и ложками, епископ и его гости поглощали пищу в нарезанном либо измельченном виде, положенную на плоские круглые хлебцы, именовавшиеся "подносами".
"Это была не просто трапеза, а целая церемония, - говорит почетный профессор истории и архивного дела Университета Саутгемптона Крис Вулгар, детально изучивший гастрономические пристрастия Ричарда Митфорда. - Престижные блюда вносили целиком, чтобы все могли на них полюбоваться, а потом слуги нарезали их и оделяли гостей".
И лишь одного вида мяса не было на епископской кухне - возвышающейся горой на блюде, блестящей от жира жареной индейки. О ее существовании в Англии узнали через сто с лишним лет, а рождественской классикой она сделалась лишь в XX веке.
У человека - огромный выбор разнообразных мясных блюд. Почему именно эта странная мексиканская птица стала главенствовать и какие другие рождественские деликатесы, вместе с головой вепря, вытеснила?
В викторианской Англии были популярны "рождественские гусиные клубы". Внося на протяжении 10-12 недель по шесть пенсов, человек получал к празднику гуся и бутылку спиртного. Один из таких клубов описал Артур Конан-Дойль в рассказе о Шерлоке Холмсе "Голубой карбункул"
Но "Черная смерть", опустошившая Европу, Азию и Северную Африку, погубила 30-40% населения планеты, и пищи для оставшихся стало больше.
"Пандемия убивала людей, но не домашних животных, - говорит профессор. - С тех пор баланс сместился". Мясо вдруг сделалось доступным массам. А уж на Рождество каждый хотел попировать как лорд.
В XIV веке к рождественскому столу в богатых домах подавали бекасов
Хотя кабанья голова давно забыта широкой публикой, в одном месте традиция сохраняется. В Куинз-колледже Оксфордского университета каждый год в субботу перед Рождеством проводится "Пир кабаньей головы", со старинным лакомством в качестве главного блюда и обязательным хоровым пением. Обычай возник несколько столетий назад как празднество для преподавателей и студентов, не разъехавшихся на каникулы.
Другим средневековым блюдом, несколько зловещим на вид, был "позолоченный павлин". Птицу обдирали, жарили и начиняли мясом, оставляя на месте перья и голову.
Разбросанные по столу перья и голова с предварительно позолоченным гребнем являли собой живописное зрелище, хотя у блюда была репутация не очень аппетитного. Вероятно, по вкусу оно было чем-то средним между цыпленком и фазаном, но использовавшееся для начинки мясо других птиц было жестковато и суховато.
Блюда, подававшиеся на средневековых рождественских пиршествах, были причудливыми и изощренными, но соусы не отличались разнообразием, рассказывает профессор Вулгар. Мы предпочитаем подливы с насыщенным мягким вкусом, а предки употребляли в основном кислые смеси на основе уксуса или вина со специями.
Одной из них был "верблюжий соус", приготовлявшийся из корицы с хлебными крошками, сваренными в уксусе. Он был не менее популярен, чем в наши дни кетчуп, и достаточно широко доступен. Его даже продавали в готовом виде.
"Я думаю, многие тогдашние блюда показались бы нам странными на вкус из-за непривычных приправ, - говорит Вулгар. - Но это как первая в жизни пинта пива - сперва горько, а потом привыкнете. В принципе, все что угодно становится желанным, если так относятся к нему другие".
Павлин и индейка на столе говорили о высоком положении хозяев
В 1981 году при раскопках на улице Пол-стрит в центре города Эксетер на юго-западе Англии археологи нашли кости индейки. Тогда они не придали этому значения. Но в ходе дополнительного исследования в 2018 году открылись любопытные факты.
Кости лежали в земле вперемешку с осколками дорогой керамики и стекла, явно оставшимися после какого-то статусного пиршества. Предметы датируются 1520-1550 годами, что совпадает со временем возвращения Стрикленда из Америки. Возможно, то были первые индейки, съеденные в Англии.
Простые люди познакомились с экзотической и вкусной птицей не скоро, но у высших классов она сразу сделалась последним криком моды. Индейки стоили дорого именно благодаря их редкости. Иметь на своем столе индейку, так же как индийского павлина, было знаком статуса.
Птицы почти сразу стали ассоциироваться с рождественским обедом - вероятно, потому, что подрастали к концу осени. По имеющимся данным, индеек подавали на Рождество к столу одного из самых знаменитых английских королей, Генриха VIII, царствовавшего в 1509-1547 годах.
Триста лет индейка была обычным, хотя и необязательно главным, рождественским блюдом в богатых семьях. Но затем явился Чарльз Диккенс.
Диккенс необычайно любил индеек. В его рассказе "Рождественская песнь в прозе" скаредный Эбенизер Скрудж осознает, что жил неправильно, становится добрым и в канун Рождества посылает огромную индейку своему бедному клерку.
Рассказ был издан в 1843 году. К следующему Рождеству друг Диккенса Джордж Долби решил подарить ему индейку - лучшую из выращенных в графстве Херефордшир.
Вместе с другими лакомствами 13-килограммовую птицу тщательно упаковали в плетеную корзину с крышкой и отправили поездом в Лондон.
На следующий день Долби получил срочное письмо от Диккенса: "Где же индейка?!!" Выяснилось, что корзину погрузили в вагон для лошадей, который по пути загорелся.
Писатель отнесся к происшествию с юмором, особенно потому, что содержимое корзины, хотя несколько обуглившееся, раздали местным беднякам.
Диккенс положил начало многим британским традициям. В частности, считается, что именно он сделал индейку рождественской классикой, хотя в его время более популярным был рождественский гусь. Для окончательной победы индейке потребовались еще несколько десятилетий.
В 1920-х годах совершенствование аграрных технологий привело к снижению цен. Мелкие фермы были поглощены крупными и механизированными. Домашних индеек, прежде трудноотличимых от диких, научились раскармливать до гаргантюанских размеров - в наши дни они часто страдают из-за проблем со скелетом, не выдерживающим веса огромных тел.
Еще через десять лет индейки наконец стали более или менее доступны для простых британцев, хотя и стоили примерно как недельная зарплата среднего трудящегося.
Начиная с 1930-х индейка прочно утвердилась в роли королевы рождественского стола. Даже старинную песню о кабаньей голове переиначили на новый лад: "Несу в руках индейку…"
Но не исключено, что в судьбе индеек случится еще один поворот. Все чаще можно услышать, что они необычайно общительные и привязчивые птицы, любящие, когда им поглаживают шею (по некоторым данным, они действительно испытывают в этом потребность). У них много общего с людьми, они даже играют в футбол - по крайней мере, пинают лапами и катают клювами круглые предметы.
Многие знаменитости призывают не есть их, а держать в качестве домашних питомцев.
Как знать, возможно, индейки не всегда будут ходячим ужином, а окажутся еще одним преходящим гастрономическим увлечением - как мясные пиры епископа Митфорда и кабаньи головы, изысканные и жуткие.
Нескоро ели предки нашиНо вот знаем мы про то, как и что они ели к сожалению куда хуже англичан. Которые судя поописанному выше тоже ели за столом у знатных персон достаточно долго.
/Александр Пушкин/
Мне недавно довелось прослушать телелекцию о традициях украинской еды, в том числе и праздничной рождественской. Однако о XV веке там не шла речь, все начиналось с XVІІ века. И уж конечно детально описать один конкретный обед у знатного украинца... Увы, мы далеко не так тщательно храним документы, в том числе хозяйственные записи, а ведь в хозяйствах знати такие книги безусловно велись.
Во Франции, как указывает Марк Блок, сохранилось огромное количество документов, фиксирующих выплаты крестьян за освобождение от вассальной зависимости. У нас их мало даже за XIX век. Потому в нашей истории все многократно вымарано и переписано и каждая новая власть уничтожала документы и переписывала историю - идея, которая ни англичан, ни французов почему-то не посещала.
Но это все меланхолия перед праздником. Хотя в рассказе выше об английских обычаях рождественского угощения меня более всего поразило, что сегодня в точности известно сколько сортов рыбы кушали при дворе епископа имярек. А у нас этого не установишь даже для страны в целом. И можно лишь посочувствовать нашим историкам. Впрочем тут есть еще один повод для сочувствия,но об этом в следующий раз
|
</> |