Как художник Анри Матисс оказался в России

Увидев на Салоне независимых в Париже картину «Радость жизни», московский купец Сергей Щукин был так впечатлен, что сразу отправился в мастерскую к ее автору Анри Матиссу.

Вспоминая первую демонстрацию картины Анри Матисса
«Радость жизни», очевидцы утверждали, что мимо неё
пройти было нельзя – у самого входа в Салон вас встречал шум,
гогот, восклицания и улюлюканье. Так встречала эту картину публика,
стыдливо отводя глаза.
Чересчур смелая, необыкновенно яркая, дикая как в своём техническом
воплощении, так и в сюжетной задумке, картина явилась новым
событием для Матисса и изобразительного искусства в целом. Это
первая работа целиком выполненная по личным представлениям
художника о цвете, свете, композиции.
«Радость жизни» сегодня считается одной из самых позитивных картин, объединяющая в себе и эротизм, и роскошь, и наслаждение, и покой. Сам Матисс любовно называл картину – «Моя Аркадия», подразумевая свой взгляд на утопический идеал гармонии человека и природы.
В течение семи лет коллекционер стал главным почитателем художника и приобрел 37 его работ.

Через два года Щукин заказал несколько панно для своего московского особняка и пригласил лично проследить за их установкой. Незадолго до отъезда художник представил их на Осеннем салоне на родине – полотна с обнаженными фигурами «Музыка» и «Танец» страшно раскритиковали. Но Щукин, хотя и смутился поначалу, поддержал Матисса:
«Нельзя уходить с поля боя, не попытавшись сражаться»,
– написал он ему.

В октябре 1911-го Матисс прибыл в Россию. Художник побывал в Кремле, Третьяковской галерее и в опере, познакомился с поэтами Валерием Брюсовым и Андреем Белым. Последний лучше всех резюмировал пребывание француза в Москве:
"Пьет шампанское, ест осетрины и хвалит иконы; не хочет–де в Париж".

Иконы действительно стали настоящим открытием для Матисса. Увидев их, он пришел в такой восторг, что не мог заснуть: «Я десять лет потратил на искание того, что ваши художники открыли еще в XIV веке. Не вам надо ездить учиться к нам, а нам надо учиться у вас».
И подчеркивал:
«Русские не подозревают, какими художественными богатствами они владеют».
Панно «Танец» (вместе с «Музыкой») Анри Матиссу заказал С. И. Щукин для украшения лестницы особняка в Москве. Перед отправкой в Россию оно выставлялось на осеннем Салоне и вызвало скандал: устроители и зрители называли художника сумасшедшим, досталось и заказчику, которого обвинили, что он собирает мусор.

Наставник Матисса Густав Моро предсказывал, что ученик «упростит живопись». Прием упрощения и схематизации фигур, где одна линия передает форму фигуры, наглядно присутствует в «Танце».
На картине изображен хоровод пяти обнаженных людей, которые, взявшись за руки, танцуют на вершине холма. Яркое звучание трех цветов - красного, синего и зеленого - усиливает впечатление зрителя от монументального полотна, передает ощущение динамики.
Напор и мощь, заключенные в чистых красках, передают вырвавшиеся на поверхность чувства и страсти. Мотив хоровода многократно повторялся в европейском искусстве, у Матисса же он становится воплощением ритма и экспрессии XX века.
Матисс жаловался на дождливую погоду, но восторгался шикарной жизнью в Москве:
«Здесь кутят с вечера до утра». А про сам город говорил, что у него «есть свое лицо и образ, примитивный, совершенно прекрасный и даже немного дикий».