Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать, не надо бабушку просить... (с)
adelaida_ja — 13.09.2010 Есть у меня тут один друг, за появление которого в моей жизни я очень благодарна всем сопутствующим обстоятельствам. История у него крайне непростая, и я не буду ее тут подробно освещать, но в двух словах все же придется, чтобы было понятно дальнейшее действо.Так вот. Женился он по большой, но как это часто, к сожалению бывает, невзаимной любви, и, родив двоих детей, нашел себе другую. Точнее она его себе нашла. И у нее, к слову, тоже ребенок от первого брака. И вот зажили они втроем долго и счастливо, поборовшись предварительно несколько лет против всего мира и победив. А потом, когда жизнь только-только вроде бы начала устаканиваться, он вдруг решил отправить свою половину в дальнюю даль... И совсем не туда, куда кто-то из вас мог подумать, а на учебу. И она уехала. Ни много ни мало - на год. А сам же он тоже человек непростой - командировки, разъезды итд итп чуть ли ни каждый понедельник.
И вот значит ребеночек, оставленный любименькой мамочкой на отчима, периодически вынужден куковать в гордом одиночестве.
И тут я. Такая вся из себя любящая жарить блинчики, выгуливать чужих собачух и беседовать с взрослыми детями на глубоко-философичные темы.
И в общем, на время отсутствия родственников, я переселяюсь в этот большой и гостепреимный дом с целью присмотреть за мальчиком.
А мальчик, сами понимаете, фрукт еще тот! 13 лет человеку, а он носом шмыгает и в солдатиков играет.
И вот значит, смотрю я - парень загрустил. Стала пытать в чем дело. Оказывается задали ему написать сочинение по литературе на тему любимого произведения. Ну, сочинение - это же наше ВСЕ! Говорю: "Иди сюда!" Выясняется, что книг мальчик не читал никаких вообще никогда. "Что ж будешь делать?"- спрашиваю.
-Напишу про детей капитана Гранта.
-Да? Прекрасно! Отличная книга! Помнишь про что она?
-Ну там этих... детей искали.
-Да? Круто! А кто искал?
-Как кто... Капитан Грант искал...
После минутной заминки я посоветовала ему написать сочинение про Колобка или про Репку или еще лучше про Козу-Дерезу.
Печально это дорогие мои. Самое главное, я ведь не сразу сообразила как объяснить ему, для чего человеку нужно читать книги. При чем ведь объяснить нужно так, чтоб его это зацепило, понимаете?
Вот что бы Вы сказали, к примеру?
Я изобразила следующее, ничего не могу сказать на счет педагогической целесообразности, что выросло уж то выросло:
Вот ты смотришь кино - кино тебе нравится. Почему? Потому что ты вживаешься в главного героя и вместе с ним проходишь все его приключения. Так? Так! Но при этом твой мозг получает огромное количество информации, которую ты даже не замечаешь. Ты видишь не только Брюса Уилиса, к примеру, который бегает, стреляет и все взырвает. Ты при этом видишь еще и улицы, и дома, интерьеры, людей, их манеру поведения, прически, одежду, их способы взаимодействия друг с другом итд. Но это все - готовая информация, которую создатели фильма впихнули в твой мозг. Он не думает при этом - он поглащает, жует, переваривает и выплевывает лишнее. Прямо как ты сейчас жрешь печенье, положи немедленно и лопай голубцы. И вот представь себе книгу. Пусть это будет Репка. Ты ее читаешь - там бабка за дедку, дедка за репку, и еще куча всякого разного народонаселения деревни борются за урожай. А какие они? Дед этот он седой или лысый? С бородой или в очках? В валенках, в резиновых сапогах, в лаптях или босиком? В семейных трусах он или в костюме спортивном? Твой мозг начинает просчитывать варианты. Щелк-щелк... Шестеренками заржавевшими цепляется и туго-туго крутиться начинает. И для мозга твоего это, между прочим, очень нужный и полезный навык. Вот ты зарядку по утрам не делаешь - смотри жиром заплыл, как беременный динозавр ходишь, положи говорю печенье, ешь голубцы! И мозгу - тоже зарядка нужна. Ты когда книги читаешь, у тебя перед мысленным взором картина какая-то возникает, это твой мозг работает. Творческое начало твое развивается. И если у тебя этого навыка нет, то в дальнейшей жизни тебе очень трудно придется. Возникла какая-то проблема - будешь сидеть и думать год как ее решить. А если мозг натренирован чтением художественной литературы, тогда как только проблема какая-то на горизонте еще только возникать начала, у тебя уже миллион вариантов - как ее можно решить. И кругозор у тебя будет шире и эрудиция и дразнить тебя в школе перестанут и общаться тебе будет легче, почему? потому что мозг твой начнет тебе выдавать варианты поведения в самых разных ситуациях, а сейчас ты как марсианин - ходишь сам в себе сам по себе... холодильник открываешь, голубцы не видишь, говоришь, что не нашел. И ведь я при этом уверена, что ты их действительно не нашел - большаааая такая сковородка - прямо на уровне глаз - как же ее заметишь?! Подойди к каждому человеку, к которому ты хорошо относишься и спроси: какая у него любимая книга, потом сходи в библиотеку, возьми и прочитай. Может быть, в процессе чтения поймешь что именно сделало этих твоих людей, к которым ты хорошо относишься, такими какие они есть... Эх ты, бери уже жри свое печенье...
Так и живем. Хотя это грустно, но как заставить человека читать, если он не хочет? Это же беда целого поколения...
Для того, чтобы было удобно читать комментарии, кликаем сюда