Как «Харьковчанка» Южный полюс покорила – детищу инженеров ХАЗа и «малышевцев»
andrei_bt — 31.10.2019«Дитя» танкостроителей и авиаконструкторов
Казалось бы, что может быть общего у Слобожанщины и Антарктиды? «Харьковчанка» - полярный вездеход, который в нашем городе разработали и создали специалисты завода им. Малышева и Харьковского авиационного завода более 60 лет назад. Вездеход был нужен, чтобы перевозить исследователей, аппаратуру и вещи в условиях низких температур (до -80) при изучении Антарктиды.
Но в 1950-ых годах никакая из существующей техники не могла противостоять шквальному ветру скоростью 50 м/с, высокогорью и бесконечному снегу в Антарктиде.
Ходовую часть и двигатель антарктической машины «Харьковчанка», или как ее называли еще – изделие 404С, разработали на основе военного тягача «АТ-Т», а его прообразом был танк «Т-54».
От армейского предка машине достались шасси, которые инженеры удлинили на два катка. Расширили создатели и гусеницы – до 1 м, для пущей проходимости. В итоге громадный, ярко-оранжевый гусеничный вездеход (длина – 8,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 4 м) весом 30 т набирал скорость 30 км/ч, заезжал на возвышенность под углом в 30° и тянул за собой прицеп вдвое тяжелее.
Если низ машины создали танкостроители, то ее «верх» – корпус, окна, систему теплоизоляции – конструкторы Харьковского авиазавода. Инженеры ХАЗа изготовили кузов с алюминиевой обшивкой и утеплили его 8 слоями капроновой ваты. Чтобы иллюминаторы не обмерзали, их оборудовали влагопоглотителями и подвели постоянный приток горячего воздуха. Лобовые стекла и вовсе снабдили электроподогревом вроде того, что есть сегодня во всех автомобилях.
Механик ремонтировал двигатель, не покидая вездеход
В кабине площадью 28 м² и высотой 2,1 м во время езды по полярной пустыне могли находиться 8 членов экипажа. В салоне были спальные места – двухъярусные спальные кровати, туалет с умывальником и даже кухня, точнее, кампус, где разогревали консервы и кипятили воду.
Дозаправка в дороге
Особенностью «Харьковчанки» стало то, что техник мог ремонтировать двигатель, не покидая машину – для этого нужно было всего лишь поднять люк. Конечно, устранять неисправность в тепле куда легче, чем на морозе. Но со временем инженеры убедились, что дизельный двигатель в жилом отсеке больше вредит экипажу, чем помогает – выхлопные газы попадали в кабину.
Поэтому спустя 15 лет «Харьковчанка-2» стала больше походить на традиционный тягач: жилой отсек находился на удлиненной грузовой платформе, а капоту двигателя и кабине водителя вернули привычную форму.
Выгрузка "Харьковчанки" в Антарктиде
Дорабатывали на ходу
В 1959 году караван из трех снегоходов «Харьковчанка» прошел расстояние в 2700 км от советской станции «Мирный», побывав на трех полюсах Антарктиды: геомагнитном полюсе, Полюсе недоступности и географическом полюсе. А еще колона заехала к американским полярникам на станцию «Амундсен – Скотт» – как раз на Рождество.
Чтобы машины не только дошли до Южного Полюса, но и вернулись обратно на базу, инженеры на ходу доводили до ума всю ходовую часть. Излишне большие расширители гусениц часто ломались на неровностях, поэтому харьковским инженерам-конструкторам, которые сопровождали «Харьковчанки» в первом рейсе, пришлось обрезать автогеном уширители прямо на морозе.
И это была не единственная неисправность, с которой довелось столкнуться во время первого антарктического рейда.
Понаблюдав за вездеходом в действии, в 1960-х годах инженеры разработали снегоход нового поколения «Харьковчанка-2», который появился в Антарктиде в 1975 году.
Интересно, что в конце 1980-х годов ученые даже создали проект «Харьковчанка-3», но его, к сожалению, так и не реализовали. Всего «Харьковчанок» разными партиями выпустили 32 штуки, сообщили в музее завода им. Малышева. Их до сих пор используют исследователи на Южном полюсе.
ТТХ вездехода «Харьковчанка»
Двигатель - 12-цилиндровый дизельный, находился в передней части.
5-ступенчатая коробка передач.
Мощность – 520 лошадиных сил, если применяли систему турбонадува, то мощность увеличивалась практически вдвое – до 995 лошадиных сил.
Резерв топлива – 8 топливных баков общим объемом 2500 л.
Запас хода – 1500 км.
Скорость – 30 км/ч, при максимальной нагрузке - 5 км/ч.
Максимальная тяговая нагрузка – 70 т.
Источник - https://kharkov.comments.ua/article/jak-harkivjanka-pivdennij-poljus-pidkorila--ditischu-inzheneriv-hazu-i-malishevciv-60-rokiv-foto-/?lang=ru&fbclid=IwAR1B2rvxjl0mkBHGOlwNjPHDlBueQXN-dm1CtZFBKn9A65rVGUwjPW7rpkY