Как готовились к посадке на Луну

«В ЛИИ мы с Алексеем Леоновым освоили пилотирование вертолета Ми-4.
Методика тренировки заключалась в следующем: я летел с инструктором, передо мной шторкой все было закрыто. Инструктор выбирал площадку для посадки и резко на нее снижался в режиме авторотации по кривой, близкой к той, по которой должен был спускаться лунный корабль. На высоте около 70 метров инструктор открывал шторку, и я должен был определить место, на которое можно было бы сесть, и произвести посадку. Это необходимо было сделать за 30–40 секунд. Именно такой резерв времени был у лунного корабля по запасам топлива. Мы не имели права на ошибку даже на тренировке…»
Шаталов выполнил шесть самостоятельных посадок, Леонов – девять. По программе предполагалось выполнить 40–50 посадок. Однако эти тренировки были довольно опасными, и их вскоре прекратили.

Американцы для отработки лунных посадок построили специальные летательные аппараты (LLRV и LLTV)

Один из основных двигателей поднимал аппарат на необходимую высоту и затем во время спуска создавал постоянную тягу, компенсировавшую 5/6 массы, что обеспечивало условия, близкие к лунной гравитации.
Тренировки были не менее экстремальны, чем в СССР. Во всяком случае, будущий первый человек на Луне - Нил Армстронг - один из этих аппаратов во время тренировки разбил, да и сам едва не убился (катапультировался).
Топлива в американской посадочной ступени было заметно больше, чем предполагалось в советском корабле - на 140 секунд маневрирования. И этот запас пригодился - после первой посадки на Луну 20 июля 1969 года топлива в баках оставалось на 20-25 секунд работы.
"Мировая пилотируемая космонавтика"
|
</> |