Как главный редактор «Авторевю» Михаил Подорожанский получал водительское удостоверение в Грузии
abkhazeti_dato — 19.11.2010 В прошлом выпуске блевничка Авторевю вышла статья о поездке на паркетниках Renault Duster, Chevrolet Niva, Mitsubishi ASX, Nissan Qashqai, Skoda Yeti и Suzuki SX4 в Грузию. Всю статью копипастить сюда не стану, ибо там ололо фоток и текста, кто хочет - сам почитает.Затрону лишь отчёт Подорожанского о получении водительских прав в демократической Грузии.
Тем, кто расспрашивает меня о Грузии, я протягиваю синюю пластиковую карточку.
— Грузинские права? А что, там нельзя ездить по российским?
— Можно. Но угадай, сколько на это ушло времени?
— Ну...
— Сто сорок секунд!
Еще раз: две минуты и двадцать секунд! Время засекал не я, а фотограф. Перенося в компьютер данные из российского водительского удостоверения, девушка-полицейский попросила меня посмотреть в глазок фотокамеры, затем взять стило и поставить «электронную» подпись. Девушка нажимает на клавишу «Print» и вручает мне карточку. И ведь 140 секунд — явно не рекорд: секунд десять ушло на то, чтобы исправить ошибки, — надо не Mihail Podorojansky, а Mikhail Podorozhanskiy...
А если у тебя вообще нет прав — ни российских, ни каких-либо других? Тогда все может затянуться чуть ли не на час! Это я тоже проверил.
После минутного оформления документов соискатель идет в уставленную мониторами соседнюю комнату — и сдает теорию. Полчаса на тридцать вопросов, максимум три ошибки.
А как же медицинская справка? Никак: справки отменены!
— Если наши сотрудники увидят, что человек, например, без руки или ведет себя неадекватно, то позовут врача, а тот скажет, можно ему давать права или нет, — объясняет Леван Санадзе, директор межрайонного сервисного агентства МВД под Тбилиси. Здесь принимают экзамены, выдают водительские удостоверения, ставят и снимают с учета автомобили, регистрируют оружие.
— А дальтоники?
— А вы садитесь за монитор.
Сначала компьютер предлагает выбрать один из восьми языков, на котором ты будешь сдавать экзамен. Естественно, есть и русский. Затем на экране появляется полихроматическая картинка — это и есть тест на дальтонизм. Если верно определишь «замаскированные» цифры, то, считай, прошел медкомиссию — и приступаешь к экзамену. Не сдал — приходи через неделю. А сдал — выходи на улицу, где тебя поджидает Skoda Fabia и экзаменатор-полицейский.
Заезд задним ходом в «гараж», змейка, старт в горку, остановка на красный, парковка у обочины в стесненном пространстве и т.д.
— Сдал! — констатирует полицейский.
И вот теперь я бы получил права уже как «человек с улицы», заплатив около 35 долларов.
Про обучение на курсах даже не спрашивают.
А что с регистрацией машин?
— Редко когда на снятие и постановку на учет, включая растаможку, уходит больше пятнадцати минут, — уверяет Санадзе. — Обычно девять-десять минут. Не верите? А вы поговорите с водителями.
— У кого скопировали систему, у американцев?
— Зачем у американцев? Ничего не копировали. Сами сделали так, чтобы человек не тратил нервы и время. Видите вон там стоянку с автомобилями? Это самый большой авторынок Кавказа, сорок гектаров! Там работает наш сотрудник полиции, сверяет VIN, а продавцу или покупателю даже не обязательно там быть: информацию занесут в компьютер — и ее тут же увидят здесь. А хозяин может уже выбирать себе номер.
— И что, в Грузии нет номеров-«вездеходов»?
Санадзе гордо улыбается:
— Нет у нас блатных номеров! Нет даже номеров для полиции! У нас так нельзя. Вот, например, я полицейский. Если я нарушу и меня остановит другой полицейский, а я ему покажу удостоверение полицейского или скажу: «Отпусти, брат, я сам из полиции», — меня уволят.
Леван ведет в мастерскую, где с помощью нехитрых клише и пресса один полицейский штампует номера, а другой накатывает на них краску. Кстати, по желанию номер может быть как продолговатым «европейским», так и «квадратным», причем без доплаты. На изготовление «заказного» номера уходит минуты три.
Тут я совсем было загрустил, но в дальнем углу холла увидел надпись «VIP Service».
— А что такого? Это как бизнес-класс в самолете! Не хочешь ходить по залу, не хочешь, чтобы на тебя смотрело много людей, заплати немного в кассу, садись в кресло, пей кофе, а наши сотрудники все за тебя сделают. Допьешь кофе, садись за руль — и уезжай.
— А техосмотр проводят здесь же?
— Какой такой техосмотр? Нет у нас техосмотра!
Нет в Грузии и ежегодного транспортного налога. Единственный существенный сбор с автовладельцев — таможенная пошлина, которая зависит от года выпуска автомобиля и объема двигателя. Любопытно, что растаможка новых машин обходится дороже, чем подержанных. Например, за автомобиль, выпущенный в текущем или прошлом году, — по полтора лари (чуть больше доллара) за «кубик» рабочего объема, за пятилетку — по одному лари, если машине десять лет — по 0,5 лари, и лишь начиная с 13-летнего возраста расценки вновь растут: за растаможку 15-летнего автомобиля — по 0,8 лари за «кубик».
В этот день в агентстве было поставлено на учет около 500 машин, 230 человек сдавали теоретический экзамен, около 300 — практический, около 200 получили права, а всего было примерно 1500 посетителей. И ни один из них не провел в очереди ни минуты.
— Михаил, постойте! Я забыл сказать, что мы работаем 365 дней в году, без праздников и выходных.
отсюда
|
</> |