Как Гитлер трудящихся развел, или афера "Народный автомобиль"
sumlenny — 14.09.2010 Продолжаем разбор популярных в русскоязычном ЖЖ мифов о процветании трудящихся в предвоенной нацистской Германии. Одним из ключевых таких мифов является миф: "Гитлер посадил немцев на автомобили. Фольксаген - народный автомобиль, каждый немец мог купить его себе".Ок, посмотрим попристальнее на вопрос - как обычно, в нем мы найдем кучу приписок, обмана трудящихся и современной мифологии, построенной на геббельсовских ура-агитках.
И даже более того - обнаружим, что "народный автомобиль" - это полностью пиар-фантом. Его не было никогда. Ни одной штуки.
Но все по порядку.
Сразу скажем, что в нацистской пропаганде "народный автомобиль" шел под брендом "KdF-Wagen". KdF (Kraft Durch Freude, сила через радость) - это такая нацистская организация, занимавшаяся идеологически выдержанным отдыхом трудящихся (и еще больше о нем рассказывавшая). KdF строила, например, пятикилометровый отель в Проре (не достроила). Использовала пароход "Вильгельм Густлов" (отдали армии, напоролись на русскую подлодку и потеряли). С "народным автомобилем" примерно такая же некрасивая история вышла.
В 1934 году на автомобильной выставке в Берлине пришедший год назад к власти Гитлер заявил, что его партия даст каждому трудящемуся недорогой комфортный автомобиль. Вообще, лозунг "пролетарий, на железного коня" - он был типичен для того времени. Под создание автомобиля была выделена куча чиновных мест, кураторством в т.ч. занимался лидер "Трудового фронта" (организации, заменившей запрещенные профсоюзы) алкоголик Роберт Лей.
Машине, казалось, повезло: инженерный проект стал делать гениальный конструктор Фердинанд Порше. Под завод решили построить с нуля целый город. Так и назвали: Stadt des KdF-Wagens (потом он стал Вольфсбургом, по названию имевшегося замка на холме). К 1937/38 году проект был готов.
Вот, кстати, рекламный плакат этого автомобиля:
Гражданам было объявлено, что машина будет стоить 990 рейхсмарок. Купить ее на наличку было нельзя (а то бы много желающих набежало, на рекламный-то проект). Приобретение должно было выглядеть следующим образом:
Каждый желающий купить машину получал Книжечку для Взносов (на плакате ее хорошо видно).
В Книжечку надо было вклеивать Марки Взносов. Марки выпускались специальные, ограниченные тиражом. Кому удавалось добыть Марку за 5 рейхсмарок, вклеивал ее в Книжечку. И так 198 раз. После этого (как обещалось) счастливчику выкатывался автомобиль.
В реальности, как обычно, все оказалось несколько иначе.
К 1939 году серийное производство "машин для народа" так и не началось. Вообще. К этому времени с 330 тысяч желающих покататься доверчивых трудящихся было собрано 278 млн рейхсмарок. Вкладчики уже предвкушали получение машин - ведь у многих книжечки заполнились марками до самой последней отметки! Неудивительно, что войну организаторы производства народных машин встретили с радостью - ведь завод переходил на выпуск военной продукции, и больше не надо было думать, как выпускать обещанные дешевые и комфортабельные народные автомобили (кстати, военных выпустили 65 тысяч - могли же, если хотели).
В общем, к 1945 году с конвееров завода не сошел НИ ОДИН обещанный народный автомобиль.
Производство "народных автомобилей" началось только ПОСЛЕ ВОЙНЫ - и в первую очередь для нужд оккупационной администрации.
Обманутых вкладчиков частично удовлетворили только в 1961 году: Volkswagen предложил всем обладателям заполненной Книжечки скидку в 600 марок на покупку нового автомобиля (примерно 15% от покупательной способности внесенных в 1938 году денег). Если гражданин хотел деньги наличкой, то ему выдавалось только 100 марок.
Но легенда о Гитлере, который посадил страну на дешевые автомобили и повез кататься по свежим автобанам, выглядит, конечно, гораздо привлекательнее. Недаром же именно о ней кричали с плакатов геббельсовские художники - а не о глуповатых работягах, которых сначала обобрали финансово, а потом отправили искать кусок земли 2 метра на 1 метр и на метр вглубь в степях Крыма.
Вот так немецкие трудящиеся НИКОГДА не ездили при нацистах: