Как Гитлер трудящихся развел, или афера "Народный автомобиль"

топ 100 блогов sumlenny14.09.2010 Продолжаем разбор популярных в русскоязычном ЖЖ мифов о процветании трудящихся в предвоенной нацистской Германии. Одним из ключевых таких мифов является миф: "Гитлер посадил немцев на автомобили. Фольксаген - народный автомобиль, каждый немец мог купить его себе".

Ок, посмотрим попристальнее на вопрос - как обычно, в нем мы найдем кучу приписок, обмана трудящихся и современной мифологии, построенной на геббельсовских ура-агитках.

И даже более того - обнаружим, что "народный автомобиль" - это полностью пиар-фантом. Его не было никогда. Ни одной штуки.


Но все по порядку.

Сразу скажем, что в нацистской пропаганде "народный автомобиль" шел под брендом "KdF-Wagen". KdF (Kraft Durch Freude, сила через радость) - это такая нацистская организация, занимавшаяся идеологически выдержанным отдыхом трудящихся (и еще больше о нем рассказывавшая). KdF строила, например, пятикилометровый отель в Проре (не достроила). Использовала пароход "Вильгельм Густлов" (отдали армии, напоролись на русскую подлодку и потеряли). С "народным автомобилем" примерно такая же некрасивая история вышла.

В 1934 году на автомобильной выставке в Берлине пришедший год назад к власти Гитлер заявил, что его партия даст каждому трудящемуся недорогой комфортный автомобиль. Вообще, лозунг "пролетарий, на железного коня" - он был типичен для того времени. Под создание автомобиля была выделена куча чиновных мест, кураторством в т.ч. занимался лидер "Трудового фронта" (организации, заменившей запрещенные профсоюзы) алкоголик Роберт Лей.

Машине, казалось, повезло: инженерный проект стал делать гениальный конструктор Фердинанд Порше. Под завод решили построить с нуля целый город. Так и назвали: Stadt des KdF-Wagens (потом он стал Вольфсбургом, по названию имевшегося замка на холме). К 1937/38 году проект был готов.


Вот, кстати, рекламный плакат этого автомобиля:

Как Гитлер трудящихся развел, или афера

Гражданам было объявлено, что машина будет стоить 990 рейхсмарок. Купить ее на наличку было нельзя (а то бы много желающих набежало, на рекламный-то проект). Приобретение должно было выглядеть следующим образом:

Каждый желающий купить машину получал Книжечку для Взносов (на плакате ее хорошо видно).

В Книжечку надо было вклеивать Марки Взносов. Марки выпускались специальные, ограниченные тиражом. Кому удавалось добыть Марку за 5 рейхсмарок, вклеивал ее в Книжечку. И так 198 раз. После этого (как обещалось) счастливчику выкатывался автомобиль.

В реальности, как обычно, все оказалось несколько иначе.

К 1939 году серийное производство "машин для народа" так и не началось. Вообще. К этому времени с 330 тысяч желающих покататься доверчивых трудящихся было собрано 278 млн рейхсмарок. Вкладчики уже предвкушали получение машин - ведь у многих книжечки заполнились марками до самой последней отметки! Неудивительно, что войну организаторы производства народных машин встретили с радостью - ведь завод переходил на выпуск военной продукции, и больше не надо было думать, как выпускать обещанные дешевые и комфортабельные народные автомобили (кстати, военных выпустили 65 тысяч - могли же, если хотели).

В общем, к 1945 году с конвееров завода не сошел НИ ОДИН обещанный народный автомобиль.

Производство "народных автомобилей" началось только ПОСЛЕ ВОЙНЫ - и в первую очередь для нужд оккупационной администрации.

Обманутых вкладчиков частично удовлетворили только в 1961 году: Volkswagen предложил всем обладателям заполненной Книжечки скидку в 600 марок на покупку нового автомобиля (примерно 15% от покупательной способности внесенных в 1938 году денег). Если гражданин хотел деньги наличкой, то ему выдавалось только 100 марок.

Но легенда о Гитлере, который посадил страну на дешевые автомобили и повез кататься по свежим автобанам, выглядит, конечно, гораздо привлекательнее. Недаром же именно о ней кричали с плакатов геббельсовские художники - а не о глуповатых работягах, которых сначала обобрали финансово, а потом отправили искать кусок земли 2 метра на 1 метр и на метр вглубь в степях Крыма.

Вот так немецкие трудящиеся НИКОГДА не ездили при нацистах:

Как Гитлер трудящихся развел, или афера

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Законопроект о научной и инновационной деятельности предполагает возможность присуждения ученой степени по совокупности опубликованных работ. Об этом ТАСС сообщил директор департамента науки и технологий Министерства образования и науки Сергей Матвеев. «Упрощение порядка присуждения ...
Дмитрий Быков vs. Никита Михалков в программе Владимира Соловьёва ПОЕДИНОК одним куском скачать программу можно отсюда: http://narod.ru/disk/ 26698873000/Poedinok%2028.10. 10.avi.html ...
По-другому не назовёшь. 5 сентября 1939 года. Еще боевые действия в самом разгаре, еще «правительство Польши не сбежало в Румынию», ещё не возникла необходимость «спасать братские народы западной Украины и Белоруссии», а советские представители с наци уже вовсю делятся планами насчёт ...
Похоже, дядя Вова затроллил Зеленского: что тот обещал на выборах? Вы помните, как он пытался изображать «дерсского и опаснава»? «Украина станет примером для всех стран СНГ, смотрите все, как я поведу новую политику, мы покажем этому старичью, как надо управлять по-новому!» Примерно ...
Андрей Зорин: Крепостное государство: да, конечно. Но тут надо иметь в виду, что это стало почти универсальной отмычкой для русской истории. Количество крепостных среди крестьянского населения России никогда не превышало 55%, а, как правило, было меньше половины, то есть ...