Как это – верить?

топ 100 блогов presviter_ds09.11.2011 Несколько дней тому назад один хороший человек задал мне вопрос: «а как это – верить?». Человек этот называет себя атеистом, при этом говорит, что существование Бога не отрицает… да, такие вот теперь атеисты пошли… но, по его словам, никто его не научил, как это – верить.

Поскольку разговор был фрагментарным, на ходу, ответить серьезно и вдумчиво в тот момент возможности не было. Однако вопрос этот во мне застрял. И сейчас вот я добрался до клавиатуры с намерением поразмышлять над ним. Не знаю, получится ли из этих размышлений ответ тому конкретному человеку – может оказаться, что я вовсе и не о том, о чем он меня спросил…И тем не менее.

В моем представлении вера начинается с осознания того, что Первопричина бесконечной вселенной не просто существует, а еще и доступна для личного общения каждому из нас. Мало того, в нас заложена потребность в этом общении, оно не менее необходимо и не менее естественно, чем наше общение друг с другом. Только эта потребность по ряду причин не всеми и не всегда осознается.

Общение это имеет разные формы. Богослужение, священнодействия, традиционные молитвы – некоторые из этих форм. Почему они, наряду с другими, необходимы для нас – отдельный разговор. Но, поскольку Ему открыты тончайшие движения человеческой души, формы общения могут быть (и должны быть) не только с любыми словами на любом языке, но и вовсе без слов.

Один из парадоксов веры заключается в том, что, хотя Бог самодостаточен и, соответственно, ни в ком и ни в чем не нуждается, Ему есть дело до каждого из нас. И каждого из нас Он ждет. Не потому, что ему что-нибудь от нас нужно. Просто любит и ждет.

Общение, которое только «по поводу» – когда нам в чем-то нужна помощь – может быть начальным этапом веры. Вера – это когда нужен Он Сам больше, чем что-либо от Него. Но и такая вера не мешает попросить его о какой-либо мелочи. В общении любящих друг друга не стыдно попросить о мелочи. Так же, как и не о мелочи.

Я не верю в Бога-мстителя, Бога-садиста. Поэтому религиозные поползновения, диктуемые страхом перед наказанием, в моем представлении имеют мало общего с верой. Как тогда быть со всякими болезнями и бедствиями? Вариант объяснения – мол, не успевает Бог со всеми проблемами управиться и все предотвратить, меня тоже не устраивает. Я представляю задачу Промысла как устроение для каждого определенного пути, который душа должна пройти для собственного созревания, взросления; при этом я не считаю, что все события планируются Промыслом, скорее можно говорить о регулировании взаимодействия между собой проявлений человеческой свободы… плюс соотношение всего этого с внешними, вне человеческой воли лежащими, событиями и обстоятельствами. Причем Промысел – не механизм, а воля Живого Бога, Которого можно просить в числе прочего и о сверхъестественном вмешательстве в ход событий. Однако путь, по которому нам необходимо пройти, может включать в себя много всего неприятного и страшного.

Еще я считаю, что Бог мне ничего не должен. И что есть вопросы, на которые я могу никогда не получить ответов. По крайней мере, не получу их в земной жизни, а будут ли они актуальны для меня дальше, я не знаю. Если я встречаю носителя веры, у которого есть исчерпывающие ответы абсолютно на все вопросы, имею основания подозревать, что с его верой мне не по пути.

А что должен Богу я? Вот тут начинается самое сложное. Если вера – это реальное общение с реальным Богом, не только по какому-либо поводу, а – в том числе просто предстояние перед лицом Его, то не только поступки, но и тончайшие душевные движения, которые несовместимы с Его любовью, не должны иметь во мне места. Не получается жить по Его любви? Значит, слаба вера.

А если моя вера настолько слаба, что со стороны в какие-то моменты может показаться, что ее и вовсе нет, то откуда же тогда хотя бы попытки верить, хотя бы какое-то стремление к Богу? Потому ли, что кто-то сказал, что верить – это правильно, это нужно? Да мало ли кто что сказал…

Думаю, главное, что является причиной веры – это призыв, идущий от Самого Бога. И думаю, что призывает-то Он к Себе всех, а вот что мы Его слышим по-разному – на то причины в нас самих. А еще подлинная вера – это дар, о котором можно и нужно просить. Его же. Просить помочь расчистить в нас все то, что мешает расслышать Его призыв, все то, что мешает жить в соответствии с Его любовью.

И еще вера – это не статичное состояние, а путь. И путь в Боге на самом деле бесконечен, поскольку бесконечен Сам Бог. И главное, что я о собственной вере могу сказать – что я в самом начале этого пути. Поэтому вопрос «как это – верить?» в какой-то степени остается вопросом и для меня самого.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Есть у меня 4 европоддона. И жалко выбросить - клеймо красивые на них. Валяются без дела. Вот думаю не соорудить из них ли стол? ) Такой, как предлагает House Doctor . В Европе его стоимость в районе 1000 Евро, в России из-за растаможки где-то 1800. ) 2. Но для работы нужен ско ...
Кшиштоф Занусси о "кризисе Полански":Дело в том, что я хорошо знаю Полански и хорошо знаю, что произошло: я тогда был в США. Реалии Голливуда того периода — это абсолютная безнравственность. Постмодернистская философия, что никаких ограничений не ...
Сегодня была Троица,завтра Духов день. Бабушка всегда говорила: какая погода стоит в Духов день,такая будет и 40 дней идти. К вечеру у нас распогодилось и выглянуло солнце, и ветер утих.Может лето и войдет в свои права. Посмотрела,что у меня собралась подборка наших городских соборов:1.Смо ...
Объявление-заказ на одном из сайтов фриланса гласит, что бизнесмен-ларёчник готов не поскупиться и заплатить за разработку логотипа дизайнерам этого сайта ажно 500 рублей. То ...
Я раньше не вполне понимал "Белую гвардию" Булгакова, полагал, что она про абстрактный хаос в России, который усмирили большевики, "за что им честь и хвала" - но вот, на седьмом году эры Майдана перечитал и понял, что роман очень конкретный, он про ужас великоросса от вида национально ...