Как едут Нидерланды

топ 100 блогов proboknet19.07.2016 Изучать зарубежный опыт – занятие важное и полезное, оно не только позволяет избежать ошибок, но и, в случае дорожного движения, в прямом смысле помогает спасти жизни людей. В плане мобильности Нидерланды интересны тем, что только в одном Амстердаме доля поездок на велосипеде составляет 40% - мало какой город может похвастаться таким результатам, а сама страна занимают лидирующие позиции по безопасности дорожного движения в Европе. Так, по данным ВОЗ, в ДТП в Нидерландах в 2015 году гибло 3,4 на 100 000 человек, а в России 18,9…

Как едут Нидерланды 1.jpg

Какими средствами голландцы добились таких показателей безопасности и удобства пользования инфраструктурой?

Сначала хотелось бы ещё раз повторить простое правило: неважно, сколько жителей в городе и какие у них порядки. Люди везде одинаковые, законы физики во всех странах одинаковые, но условия разные, и именно за счёт изменения этих условий можно управлять поведением большинства людей. Так, с вероятность 99%, если мы перенесём улицу из Роттердама/Амстердама/Утрехта или любого другого нидерландского города в Россию, то мы получим аналогичные результаты безопасности движения, что и в Нидерландах.


Автотрассы

Пойдём от дорог к улицам (кто не знает, эти понятия сильно отличаются друг от друга). Естественно, в Нидерландах есть автомобильные загородные трассы. Есть разделение на три категории шоссе: с максимальной скоростью 130, 100 и 80 км/ч. Это зависит от пересечений, количества полос и так далее. На скоростных трассах укладывают специальный асфальт, который пропускает воду, поэтому в дождь над дорогой нет такой брызг и тумана из сырости, плюс лучше управляемость машиной. Вода же уходит в специальный водосборник под дорогой, а затем отводится в ливнёвку/канаву/естественный водосборник. Увы, на фото это показать сложно, поэтому вот вам туннель трассы под каналом:

Как едут Нидерланды

Какое-то время назад в новостях ходило заявление, якобы в Нидерландах разрешена езда по обочине. Это, конечно же, неправда. Но на некоторых шоссе в районе Амстердама-Роттердама в часы-пик, включают дополнительную полосу, которая в иные часы выполняет роль обочины. Увидеть это можно по табло над дорогой:

Как едут Нидерланды

Регулируется всё камерами.

Большинство съездов с шоссе стандартные, однако, есть и изобретения нидерландских транспортников, которые в итоге разошлись по всему миру. В первую очередь это турборотонды, которые являются улучшенной версией стандартных колец:

Как едут Нидерланды

Вот так это выглядит вживую, за счет канализирования потоков движение становится стабильным и меньше подвержено ДТП.

Как едут Нидерланды

Как можно заметить, при такой организации кольцо пропускает больше машин и является более безопасным из-за меньшего количества перестроений. Сейчас в Нидерландах их 419, в мире же 20 стран, от США до Польши, где они применяются. Часто полосы имеют физическое разделение, которое направляет и не дает усомниться в правильности движения, а ещё, чтобы не было соблазна проехать как-то по-своему. Кроме этого, часто пересечения на шоссе со скоростным лимит 80 км/ч делают из таких турбоколец.

На фото ниже другая типовая развязка на съезде с шоссе, где два кольца соединены в одно. Вообще, в Нидерландах при возможности стараются не устанавливать светофоры. Дело не только в банальной экономии, но и в успокоении трафика – перед кольцом водитель гарантированно притормозит, в отличие от светофора и прямой дорогой. Этот же принцип установлен шведской программой нулевой терпимости к смертям, так как аварии на светофорных перекрёстках более тяжёлые, чем на круговых развязках.

Как едут Нидерланды

По всей стране есть междугородние веломаршруты, а иногда трассы просто проходят вблизи жилых районов на окраине, так что есть необходимость развести потоки машин и людей. В таких случаях либо делаются проколы под дорогой с плавным спуском:

Как едут Нидерланды

… либо же делаются веломосты, опять же с плавным спуском:

Как едут Нидерланды

Хотя, если так вышло, что дорога проходит через новый район, то её либо переносят, либо уводят под землю:

Как едут Нидерланды

Улицы

Как едут Нидерланды

В отличие от дорог и трасс, улицы являются общественным пространством, которое строится исходя из потребностей, в первую очередь, пешеходов и велосипедистов, а после общественного и личного транспорта. Пойдём от улиц в жилой зоне.

Улицы в жилой зоне

Как едут Нидерланды

Общественная и транспортная функции здесь не так востребована, поэтому, чаще всего, тротуары не слишком широкие и действует ограничение в 20-30 км/ч. Отдельной велоинфраструктуры нет – велосипедисты передвигаются в общем потоке, а материал дороги, чаще всего, - плитка. Помимо плитки, есть и другие инструменты физического успокоения трафика, например, шиканы, или умышленное искривление проезжей части:

Как едут Нидерланды

Как едут Нидерланды

Есть и привычные лежачие полицейские:

Как едут Нидерланды

… а также приподнятые перекрёстки:

Как едут Нидерланды

Здесь нет разметки и зебр, так как расчёт на то, что пешеход может переходить всюду, плюс сама проезжая часть довольно узкая, чтобы две машины разъезжались с трудом.

К слову, всё чаще парковку на таких улицах делают посередине – улица не только выигрывает от этого эстетически, но и улучшается безопасность, так как водитель видит тротуар и может вовремя среагировать на ребёнка/пешехода/собачку, которые решили перейти дорогу (машины не закрывают обзор).

Как едут Нидерланды

Небольшие улицы

У нас бы их назвали улицами районного значения. В отличие от улиц, о которых я расскажу чуть ниже, тут велоинфраструктура чаще идёт в виде разметки велополос:

Как едут Нидерланды

Часто проезжая часть делается небольшой ширины. Настолько небольшой, что две машины разъезжаются, только если заедут немного на велополосу:

Как едут Нидерланды

Часто специально создаются узкие места, где одна машина должна пропустить другую:

Как едут Нидерланды

А есть и просто улицы с приоритетом велосипедистов (вот изверги, да?).

Обычные улицы

Как едут Нидерланды

На обычных улицах ездит общественный транспорт и машины, велоинфраструктура либо вынесена на велодорожку, либо идёт велополосой. Тут встречаются светофоры, а все выезды с второстепенных улиц приподняты до уровня тротуара:

Как едут Нидерланды

Делается это в двух целях – заставить водителя снизить скорость перед главной дорогой и не заставлять пешеходов и велосипедистов спускаться на уровень проезжей части. Таким образом, на переходах нет луж, ягодицы велосипедистов не страдают от бордюрного камня, а водители гарантированно притормаживают, оглядываются и безопасно едут дальше:

Как едут Нидерланды

Кроме этого, сейчас наблюдается тенденция поднимать целые участки дорог на перекрёстках до уровня тротуара, создавая общее пространство, где пешеходы, велосипедисты и автомобилисты равны и самостоятельно регулируют ситуацию:

Как едут Нидерланды

Статистика показывает, что такое решение куда безопаснее, чем прописные правила дорожного движения.

Островки безопасности, конечно же, активно используются, их устанавливают как вдоль проезжей части…

Как едут Нидерланды

… так и на переходах с перекрёстками:

Как едут Нидерланды

Иногда, когда надо сделать островок безопасности, но нужно сохранить возможность проезда длинной техники, то островки делаются чуть-чуть выше уровня проезжей части, чтобы автобус или грузовик могли немного заехать на него:

Как едут Нидерланды

Кстати, практически все светофоры оборудованы датчиками, распознающие приближение машины:

Как едут Нидерланды

Такие же стоят на велодорожках, создавая велосипедисту зелёную волну:

Как едут Нидерланды

Если идёт велополоса или нет поворота с велодорожки, то стоп-линия для велосипедистов вынесена вперёд автомобильной. Сделано это с учетом того, что велосипедисты стартуют быстрее машин, но, самое важное, так человек не попадает в мёртвую зону водителя (наш Минтранс предложение ввести такую разметку и у нас в стране отвергает до сих пор):

Как едут Нидерланды

Иногда велосипедисты могут проезжать на красный за счёт выделенных велодорожек/велополос. Сделано это для удобства, чтобы велосипедисты не спешивались и не тратили силы на набор скорости (это вам не на педаль жать):

Как едут Нидерланды

Часто ради общественного транспорта закрывают проезд для личного транспорта по улице – это норма. Помимо этого, выделенные полосы на улицах часто делают приподнятыми, визуально выделяя полосы. Это делают и для трамваев:

Как едут Нидерланды

… и для автобусов:

Как едут Нидерланды

Если же трамвайные платформы расположены на середине дороги, то подходы приподнимают:

Как едут Нидерланды

Особо хотелось бы выделить Утрехт, где не так давно городская мэрия начала эксперимент по отключению светофоров: в феврале 2015 года глава муниципалитета попросил жителей поделиться информацией об особо раздражительных светофорах, на которых приходится долго, а иногда и бессмысленно, ждать зелёный сигнал. За один день было собрано более 1000 заявлений, а за все время – около 5000. Информацию собирали 2 месяца, после провели анализ и составили перечень из 10 проблемных светофоров. Из них 2 было решено отключить сразу. Остальные же подвергли испытаниям: первые 3 месяца светофоры переключают в режим мигания желтым (весь день или только определенный период), затем на три месяца должны быть просто отключают. Горожан же призывают делиться своим мнением и наблюдениями по работе светофора (о таких экспериментах у нас пока приходится только мечтать).

Вообще, жалобы поступили на 98% всех городских светофоров. Вполне вероятно, что некоторые демонтируют насовсем. Так власти хотят бороться со скоплением велосипедистов на перекрестках в часы-пик. Светофоры, которые попали в эксперимент, помечены табличками:

Как едут Нидерланды

А это табличка говорит, что здесь идёт работа по оптимизации работы светофора:

Как едут Нидерланды

Магистральные улицы
Тут всё просто, это у нас градостроители разделяют улицы на кучу подвидов, в Нидерландах магистральная улица будет мало чем отличаться от обычной. Разве что может быть чуть больше полос, из-за чего там не будет нерегулируемых переходов. Несмотря ни на что, улица – общественная зона, провозная способность которой определяется вовсе не количеством полос или максимальной скоростью движения, которая, к слову, не выше 50 км/ч. Выглядеть она будет примерно так:

Как едут Нидерланды

Можно долго рассуждать, что заборы вдоль дорог, отмена переходов или строительство внеуличных переходов – панацея от ДТП, но, как видно, в мире так не считают, имея удобные и безопасные города. К слову, дикой пробкой в Нидерландах считается движение по автомагистрали 40-50 км/ч. На улицах же пробок практически не бывает.

Пост подготовлен Аркадием Как едут Нидерланды gre4ark Гершманом специально для Пробок.нет

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
7 ноября китайская компания Galactic Energy осуществила успешный запуск малой ракеты Ceres-1. Она вывела на 500-километровую орбиту коммуникационный аппарат «Тяньци-11». Благодаря этому успеху Galactic Energy стала второй частной китайской компаний, сумевшей отправить груз в космос. ...
...
Вот мы и на первом месте назло всем, но еще целые сутки олимпиады...у кого какие мысли? View Poll: Место сборной России по результатам олимпийских игр 2014 ...
Национальное агентство финансовых исследований выяснило, что большинство жителей России не хранит на "черный день" ни рубля. По сравнению с кризисом 2008-2009 годов этот показатель увеличился почти на 10%, пишет The Village. Тогда сбережений не было у 65-68% населения. Чаще всего не де ...
Я знаю, многие презирают женщин всей душой. Нет, я не имею в виду тех наманикюренных кабальеро, которые убеждены, будто только мужчина может быть хорошим поваром, парикмахером или любовником. Я имею в виду обычных людей нормальной ориентации: ...