Как цифровая среда подавляет волю человека

«Экономика внимания» или «экономика отвлечения» — это идея о том, что человеческое внимание походит на любой другой товар: оно не бесконечно и распределяется между различными задачами и интересами.
Этот термин стал популярным со времен бума смартфонов, поскольку различные приложения и услуги пытаются конкурировать за ваше внимание, учитывая его дефицит в условиях современной информационной перегрузки.
Как заявил генеральный директор Netflix Рид Хастингс в 2016 году: «В Netflix мы конкурируем за время наших клиентов, поэтому наши конкуренты — это Snapchat, YouTube, сон и так далее».
В своей книге Уильямс рассматривает следующее.
Как интернет позволил создать самую большую, наиболее эффективную и наиболее централизованную систему поведенческих манипуляций в истории человечества.
Как мы проснулись в мире, в котором руководители небольшой горстки технических компаний могут влиять на то, что думают и делают миллиарды людей.
Как более широкий взгляд на концепцию внимания позволяет нам увидеть полный набор последствий, которые экономика внимания несет для человеческой свободы.
Как динамика цифровой экономики внимания усиливает возмущение и инстинкты толпы, приводя к росту популизма. Уильямс описывает три уровня человеческого внимания — и как они деформируются техникой. Он сравнивает различные уровни внимания с различными типами света.
Самый поверхностный уровень касается вашего непосредственного внимания — например, вы отрываетесь от книги, чтобы нажать на входящее уведомление Candy Crush на вашем смартфоне. Второй слой внимания Уильямс называет «звездным светом» («starlight») и определяет его как ваши более широкие жизненные устремления.
Он говорит, что позволить себе отвлекаться на ежедневной основе означает, что вы в конечном итоге отклоняетесь от достижения более высоких жизненных целей, которые вы установили сами. Третий слой внимания он называет «дневным светом» («daylight»). Это, вероятно, самый общий слой, и примеры его отвлечения включают социальные проблемы, такие как фальшивые новости и волны ненависти в онлайне.
Перемены в мышлении, по мнению Уильямса, обусловлены тем, что интернет-гиганты в процессе борьбы за фокус немедленного внимания косвенно воздействуют на ценности человека и всего общества, «порождая качественно новую среду».
«Среду, в которой нет места амбициозным целям, морали и благосостоянию людей».
Способ, которым технологические компании конкурируют за наше внимание, имеет глубокий кумулятивный эффект. Философ убежден, что, пребывая в таком окружении, личность в конечном счете начинает деградировать.
Деградация под влиянием гаджетов и приложений происходит в три этапа:
Сначала пользователь теряет возможность читать книги, постоянно отвлекаясь на уведомления условной Candy Crush на смартфоне.
Затем он перестает добиваться поставленных глобальных целей: приложения попросту не позволяют ему сфокусироваться на саморазвитии, и единственным смыслом его жизни становятся селфи и количество лайков в соцсетях.