Как бы снимал Онегина режиссер, любящий Пушкина?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Как бы снимал Онегина режиссер, любящий Пушкина? w720h405fill.png Как бы снимал Онегина режиссер, любящий Пушкина? w720h405fill.png](/images/main/kak-bi-snimal-onegina-rejisser-lyubyaschiy-pushkina-6c7f6c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/taen_1/79219293/4977893/4977893_600.png)
https://spb.tsargrad.tv/articles/put-ot-straha-k-ljubvi-evgenij-onegin-pokazal-dorogu-russkomu-kino_972154
***
Фильм Сарика Андреасяна "Онегин" снимался, похоже, на одном чувстве – чувстве страха. Буквально в каждом кадре ощущается, что создатели ленты боялись. Боялись, что их упрекнут в неуважении к классике или в русофобии. Боялись, что их обвинят в пошлости, отсебятине, постмодерне, кринжатине, распиле бюджета. В конечном счёте и объективные основания для страха имелись: "Онегин" – это первая в отечественном кинематографе попытка переноса романа Пушкина на большой экран: до того были только чёрно-белые немые ленты да экранизация оперы Чайковского. Кино-Онегин существовал ровно один – в британском фильме 1999 года в исполнении Рэфа Файнса (будущего Волан-де-Морта). Так что Андреасян в некотором смысле первопроходец. Есть от чего забояться. Именно этот страх диктовал выбор кинематографических решений – чаще всего не творческих, не смелых, но осторожных, аккуратных и беспроигрышных. Таких, чтобы упрекнуть было не в чем, разве что в сущих мелочах. И решение задачи по достижению безупречности Сарику Андреасяну в целом удалось.
Придирки к "Онегину" и в самом деле кажутся мелкими. Почему на словах "летя в пыли на почтовых" мы видим едва ползущую карету, вообще не поднимающую пыли? Почему Татьяна отправляется в Москву не зимой, а летом? Почему муж Татьяны – генерал 1812 года и князь, старший ровесник Онегина, превращён, совсем как в сочинении школяра-двоечника, в старика, причём в старика штатского? Слова Татьяны "и буду век ему верна" в свете этого перестают казаться великой клятвой и превращаются в какой-то совет "немного подождать".
Однако к чему цепляться, когда сделано главное – Российская Империя в "Онегине" выстроена из красивых пейзажей, усадеб и интерьеров. Она сияет золотом и богатым декором. Иногда роскошь так чрезмерна, что порождает легкие киноляпы – в маленьком деревяннном домике Лариных (имение Пушкина в Михайловском) где-то должны поместиться просторные интерьеры дворца Г.Р. Державина на Фонтанке с его богатыми залами. Но лучше такие добрые "грамматические ошибки", чем навязшая в зубах унылая свинцовая страна рабов, тиражируемая нашим креаклитетом.
***
OSSиноегнездо. Очень интересная и глубокая рецензия от Холмогорова на «Онегина».
С идеями, как можно было бы снять лучше. Верно подмечено, что кино снято со страхом перед классикой. Отличная раскладка по борьбе разных литературных традиций и миров в «Онегине». Очень тонко. Мечтательный сентиментализм 18 века (Татьяна) против английского демонического романтизма и политэкономических теорий (Онегин) и немецкого романтизма (Ленский).
ПОМОЩЬ БЛОГУ
Карта Сбер 2202200806095756