Как атланты жидко обгадились.

«Атлант расправил плечи» — это название распиаренной графомании российско-еврейской эмигрантки Алисы Розенбаум в 21-м веке стало юмористическим мемом. Потому, что «внезапно»(!) (тм) оказалось, что рыночные атланты освободившись от контроля государства не столько творят цивилизацию, сколько элементарно воруют. На примере военно-промышленного комплекса США это видно особенно наглядно.
Одна из моих любимых из множества историй в области "откатов и попилов" американского оборонного комплекса, это сказ о двух экземплярах легендарного (так и оставшихся примером легендарного образца коррупции) вертолётов Boeing/ Sikorsky RAH-66 Comanche. Эти машины были построены в рамках перспективной вертолётной программы Light Helicopter Experimental. Если говорить вкратце, история такова, что на перспективный, разведывательно-ударный вертолёт устрашающей формы, точнее, только на его разработку, было потрачено денег больше, чем на два атомных авианосца с полноценным авиакрылом. Каждый такой геликоптер, выпущенный общим количеством в два экземпляра, обошелся военному бюджету США дороже чем в четыре ярда "зелёных", то есть, чем два самых дорогих в мировой истории боевых самолёта В-2"Spirit". В итоге, после долгих мытарств, программу закрыли в 2004 году и попытались моментально о ней забыть. В этой истории было прекрасно всё. И лоббистские войны - столкновение интересов разных лоббистских групп, по сути, узаконенных коррупционеров. И масса случаев самой неприкрытой коррупции, с натуральными заносами "барашка в бумажке" нужным людям, подкупом кураторов и технических экспертов. И удивительные раздутые сметы с пятикратной накруткой. Бонусом шло то, что обещанный технический прорыв, должный произойти по итогам НИОКР (Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) "Команча", тоже оказался блефом.
Вертолёт перестал быть актуальным чуть раньше, чем был собран первый опытный экземпляр. Но даже зная это, менеджеры "Боинга" продолжали тянуть волынку, дабы ещё погреть жадные ручонки на заведомо мертворожденной концепции. Потом они признавались, что научные и инженерные изыскания по RAH-66 Comanche, якобы предназначенные для улучшения не таких провальных программ винтокрылых машин, оказались не нужны вообще никому. А вишенкой на торте стал, конечно же, финальный аккорд этой трагикомедии, когда "Боинг" и "Сикорский", в конце 2004 года, одновременно подали в суд на США за лишение их жирного заказа (1230 машин) и получили ещё полмиллиарда в качестве компенсации. Афера с "Команчами" явилась по своему очень примечательной, но далеко не самой грандиозной в 21 веке. Видимо, все американские концепты с названием из трёх букв (LHE, JSF, LCS и др), были созданы с единственной целью - навсегда лишить сна всех самых прожженных коррупционеров мира. Чтобы те по ночам заламывали руки, мучаясь вопросом: а что, так было можно? Буквально накануне стало известно, что в ВМС США, похоже, окончательно поставили крест на ещё одном таком всепожирающем денежном монстре с названием Littoral combat ship (LCS). Ход её развития очень напоминает историю RAH-66 Comanche, с той разницей, что здесь ушлым маркетологам и лоббистам разработчиков всё же удалось продавить полноценное серийное производство.
Программа "Литоральных боевых кораблей", как и остальные трёхбуквенные проекты, строилась на паре модных технических характеристик, гипертрофированное развитие которых должно было с лихвой компенсировать другие огрехи и косяки конструкции. У "Команча" в качестве "опережающих преимуществ" назывались невероятная для вертолёта скорость и малозаметность, у Ф-35 малозаметность и сетецентрия, а у этих прибрежных, так и хочется добавить, корыт - модульность и необычайно высокая подвижность. Хотя, чтобы называть корытами корабли водоизмещением заметно меньше небольшого корвета (2800 тонн) и при этом, стоимостью в три раза дороже американского же стандартного крейсера УРО типа "Тикондерога", нужно представлять себе золотое корыто, усыпанное щедрой россыпью отборных крупных бриллиантов. Первенец серии был заложен летом 2005 года, и уже на этом этапе выяснилось, что всё будет непросто и неприлично дорого. По доброй американской традиции, в ходе реализации проекта цена одного кораблика поднялась с 230 миллионов почти к миллиарду (вместе с боевыми модулями и обслуживанием). Предполагалось, что эти малыши возложат на себя примерно около десятка функций (фрегаты, тральщики, сторожевики, малые десантные, противолодочные и др.) и заменят все узкоспециализированные корабли одним универсальным. А по итогу, толком не смогли исполнять ни одно из этих предназначений.
По основной задумке, оба типа Littoral combat ship, получивших пафосные названия "Свобода" ("Freedom") и "Независимость" ("Independence") должны были выступать базовыми платформами для различных модулей : пушечного, противоминного, ПВО, ПЛО, десантного, вертолётного и других. Разработчики уверяли, что полностью сменить боевую ориентацию корабля можно всего за трое суток, легко переделав фрегат с управляемым ракетным оружием в тральщик, а командный корабль с ударными вертолётами в эсминец УРО ПРО. Не знаю уж, на каких суперкомпьютерах деятели из "Локхид Мартин" и "Дженерал Дайнемикс" рассчитывали этот показатель, но на практике вышло, что полная замена модулей, которые оказались ещё и необычайно ломкими, занимала никак не меньше месяца.
Служить на LCS всегда было каторгой, ибо они могли сломаться в любой момент. На военных моряков, имевших несчастье попасть в экипаж, чей численный состав из-за модных свистелок и гремелок изрядно урезали, буквально обрушилось целое море новых военно-учётных специальностей. Кроме того, LCS ни разу не прошли ни одного полноценного испытания на живучесть, и на этот важнейший пункт попросту закрыли глаза. Возможность их нормального функционирования в боевых условиях так и осталась тайной за семью печатями. По большей части, они вообще простаивали в базах, поскольку буквально каждый морской поход был сопряжен с массой поломок и мелких и средних происшествий. В итоге, сначала количество запланированных Littoral combat ship сократили с 60 до 32, а затем и вовсе ограничились 18, два из которых так и не достроили. А теперь их окончательно решено выводить в резерв, причем по категории "С". То есть, их будут какое-то время поддерживать на плаву, не вкладывая средств в модернизацию и надеясь, что кто-то их купит. Фактически - это смертный приговор программе, стоимостью в 37 млрд долларов. Каждый такой корабль обошелся бюджету США в общей сложности более чем в 2 миллиарда. Ни один из них не прослужил более 15 лет. Теперь понятно, почему США так настойчиво учит весь мир, как бороться с коррупцией. Ведь там до тонкостей знают об позорном явлении практически всё!
И чтоб два раза не вставать, напишу ещё об одном эпичном провале
У "Локхида" уже нет мест для стоянки бракованных "пингвинов". Скандал с Ф-35 в США не утихает.
То, что происходит нынче с всё ещё ходящим в "новичках" американским многоцелевым самолётом-"невидимкой", иначе как военно-политическим раздвоением сознания, или попросту шизофренией и язык не поворачивается назвать. Одна его сторона показывает нам бешеный успех F-35 Lightning II у союзников США. Тут у "Молнии-2" вроде всё ровно. Бойкие доклады израильтян, бравурные похвалы из менее жарких регионов мира, плюс более 950 контрактных самолётов. Причем многие, вроде Германии, Финляндии и Швейцарии, изначально даже не числились в претендентах на заветный "стелс". За "стелс" борются, вокруг него плетут геополитические интриги и тайную дипломатию. В ряде стран, вроде Польши, его ждут как знак особого внимания Белого дома, обязанный вознести степень боеготовности национальных ВВС на какой-то космический уровень. Им даже наказывают, как в 2019 году наказали строптивого турецкого "султана" Эрдогана, оставив его вне программы за покупку российских "Триумфов". "Молния-2", благодаря агрессивной рекламе и полному отсутствию конкуренции и альтернатив, фактически задушила сферу истребительной авиации Западной Европы, где даже у Франции нет ни "пятого", ни "шестого" поколения в достойных внимания концептах. А немцы покупают Ф-35 по такому ценнику, что и арабским шейхам не снился (более 300 млн долларов за единицу).
С другой стороны грандиозный скандал вокруг Ф-35 и всей программы Joint Strike Fighter (JSF), который бушует внутри самих США, и не думает униматься. Второй месяц специальная комиссия Конгресса как грушу трясет уважаемых людей из аэрокосмического мегаконцерна Локхид Мартин и заокеанского министерства обороны на предмет нецелевых трат на разработку и производство самолёта. И не только их. Первая же серьезная проверка состояния дел уже готового парка "стелсов", собранного не для каких-то там безропотно терпящих всё сателлитов, а для USAF, U.S. Navy и Корпуса морской пехоты Соединенных Штатов, выявила вопиющую небоеспособность Ф-35. В ходе первых же проверок выяснилось, что менее 30% готовых машин можно использовать в боевых действиях. И возросшая более чем на 50% (64700 долларов) стоимость одного часа эксплуатации Ф-35 никоим образом конструктивных пробелов не закрывает.
Есть у этого всего ещё и третья сторона. Графа в разделе результативность. На сегодня главными подвигами Ф-35 (за 12 лет активного применения) считается расстрел иранского консульства в Сирии, одна крылатая ракета хуситов и три беспилотника. Всё это дело рук израильтян, серьезно самолёт модернизировавших, вопреки пожеланиям "локхидов". Нигде больше он себя не проявил, а по слухам ещё и функционально оказался крайне сырым и с очень маленьким лётным ресурсом.
|
</> |