каждый день нам покойника подбрасывают: "Покаяние" реж. Тенгиз Абуладзе, 1984

топ 100 блогов users-arlekin-09.12.2024
В большинстве случаев упоминания конкретных имен и названий в богомоловских постановках по собственных или адаптированным текстам в первую очередь выполняют функцию саркастических ремарок и потому взаимозаменяемы, как, например, "Торпедо" вместо "Спартака" в "Новой оптимистической", Юхананов вместо Эфроса или "Кин-дза-дза" вместо "Премии" в "Чайке с продолжением" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4864192.html

- искать в подобных "референсах" смысловые "ключи" к подтексту спектаклю было бы слишком наивно в лучшем случае, а чаще даже попросту ошибочно, тем более, что режиссер нарочно провоцирует надутую ложным чувством собственного интеллектуального превосходства часть публики на такие "ошибки", ловит ее (а она и ловится...) на глухоте, тупости и невежестве, подбрасывая на каждом шагу фейковые цитаты с заведомо неверными источниками, вместо "раскрытия сути" дела еще более доводящие историю до смехотворного абсурда. Тем не менее с "Покаянием" Тенгиза Абуладзе, которое персонажи "Чайки..." дружно усаживаются смотреть, пока за стеной убивает себя из дедовского пистолета Константин, сюжетные переклички очевидны, если обернуться, разумеется, на фильм, что непросто и надо еще себя заставить почти два с половиной часа угробить, чтоб пересмотреть такую устарелую и до жути вульгарно-безвкусную чепуху. Однако я сам помню шумиху второй половины 80-х (с временной дистанции она кажется совсем уж никчемной возней... - а мне как раз довелось в 1989-м побывать в Грузии и насколько реалии тамошних и тогдашних настроений далеки были от того, что старается натужно провозглашать Абуладзе своей картиной, я по собственным ощущениям помню) вокруг "Покаяния", особенно про "дорогу к храму" и всяческие толки о "духовности". Куда привела с тех пор "дорога к храму", и безотносительно спектаклей Богомолова лишний раз поминать ни к чему; а вообще все эти "Покаяния", "Жертвоприношения" (фильм Тарковского снимался и выходил практически одновременно с Абуладзе, и естественно, что Тарковский неоднократно поминается в "Чайке с продолжением" тоже) и тому подобные "откровения", как бы призывающие каяться и жертвовать, но заведомо по умолчанию предполагающие, что на практике делать это будет (и должен) другой, что кто угодно станет брать на себя вину за прошлое и ответственность за будущее, но только не сами проповедники-моралисты - понятно, всерьез нельзя воспринимать, и если предлагают, как недавно, скажем, Галина Зальцман своей театральной реинкарнацией сценария Тарковского и К -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/4851126.html

- просто "вырви глаз" что получается.  Момент, что "Чайка" у Богомолова "продолжается" со смертью Константина, что для матери потеря сына оказывается поводом и материалом для простигосподи "творчества", источником вдохновения при "работе над ролью", тут на самом деле как раз не чисто сатирический, отчасти наоборот, как минимум амбивалентный: талантлива или бездарна актриса Ирина Аркадина в безупречном воплощении Елизаветы Базыкиной, которая, на мой взгляд, "замыкает" весь спектакль на себе почти целиком ("ты и в противогазе лучше всех", ага...), хороши или плохи ее прежние и новые роли и фильмы - неважно и, по большому счету, неизвестно, доверять суждениям амбициозного и обиженного сына вряд ли стоит (учитывая еще и качество его собственного творения о "мировой душе после конца"), возможности проверить ни Чехов, ни Богомолов не оставляют; вот Нина Заречная, похоже, безнадежна (то-то у Богомолова она и в актрисы попала из реквизиторш через койку... и в до того заштатном театре, по сравнению с которым елецкий ангажамент показался бы карьерой мечты); но подобно героям и "Новой оптимистической", и "Гамлета in Moscow", и обеих "Слав", и всех (двух) прежних богомоловских "Чаек" неизбежно, актеры и актрисы, люди театра, живущие сценой и ролями, в том и находят смысл бытия (опять же - истинный или иллюзорный...); и как ни хочется жить, а подавно умирать (не одному лишь Треплеву) с уверенностью, что на тебе все и закончится, после тебя ничего не будет - но известно ведь, что все будет, и будет как было - одна пьеса вместо другой, новый исполнитель вместо ушедшего, предыдущего чем дальше, тем меньше кто сможет вспомнить. А возвращаясь непосредственно к теме "исторической памяти", т.н. "вины" и "ответственности", которая - не стилистика же выморочной псевдоэстетской притчи, которую смотрели к тому же с закадровым переводом, который сегодня иначе как пародия сам на себя не воспринимается - способствовала возникновению культа вокруг "Покаяния", то пока Соловьев (чья "АССА" тоже вышедшая на экраны одновременно с чуть залежавшимся "Покаянием" и тоже нынче ставшая предметом ностальгического культа - см. "Дачники на Бали") заклинала будущее и "перемен требуют наши сердца" провозглашала, Абуладзе формировал, ну или, точнее, формулировал ранее сложившуюся и узко-интеллигентской среде востребованную, но никого ни к чему не обязывающую моду на ритуальное гробокопательство.

По сюжету "Покаяния" героиня из могилы выкапывает труп виновного в гибели ее отца и еще многих невинных "городского головы" Варлама - а действие от греха разворачивается в сугубо условном, пышно декорированном под "модерн" ретро-антураже - за это ее судят, признают сумасшедшей, и юный внук покойника, не в силах перенесть стыд за деда-палача, кончает с собой; кстати, внука играет молодой совсем Мераб Нинидзе, впоследствии изрядно проявившийся в фильмах потомственных (и, как водится, порядочных) кинематографистов, чьи фамилии также наряду с прочими упоминаются в "Чайке с продолжением". Самоубийство героя в спектакле Богомолова настолько иными (и скорее противоположными) факторами и соображениями обусловлено, что параллель с "Покаянием" нужна больше для контраста, чем для прояснения мотивов Треплева. А вот то, что остальные персонажи (ну исключая Сорина, который должен умереть "со дня на день" по медицинским показаниям, то есть "по обстоятельствам, от редакции независящим") существуют припеваючи себе дальше - сочиняют и играют, в кино и по жизни... - в гораздо большей степени, как ни странно, с посылом и пафосом Абуладзе соотносится, и самое прямое отношение имеет к злобе дня, к актуальной, точнее, универсальной, вневременной проблематике. Как за 30 с лишним лет после "Ассы" не произошло никаких чаемых "перемен" (изменилось внешне очень многое - да все не то...), так за 40 лет с "Покаяния" не двинулось дальше разговоров о "покаянии"; на каком-то этапе они велись даже вполне официально; сейчас политический официоз перешел на позиции "гордиться, а не каяться", но почитателям ритуального гробокопательства некие легальные возможности тешить себя пока остаются: нельзя говорить про "сейчас", но про "вчера", с заминками и ужимками, можно; не стоит напрямую - но тогда в форме притчи, аллегории, какой-нибудь "другой сказки", и на это кое-кому ушлому удается получать финансирование, "высказываться", а там и за должностями, за наградами пора.

В мировом контексте таким общеудобным, не посягающим на комфорт (а личный бытовой комфорт - последнее, чем готов поступиться глубокопорядоный потомственный интеллигент в борьбе за идеалы) предметом неизбывной "вины" и "скорби" десятилетиями остается Холокост; на местном уровне - Сталин (и досадно, что "бериевский" имидж, придуманный Абуладзе для тирана-палача, отвлекает от факта, хотя должен бы его подчеркивать, что Варлам не зверь бешеный, в отличие от неграмотных зачастую подручных, и не вызывающий гигиеническую брезгливость тиран "набоковского" типа - он человек той самой "культуры", читать Шекспира, играть Бетховена и петь Верди он способен и готов наравне со своими "жертвами"... вот это по-настоящему интересно!); как вариант еще годится защита природного и архитектурного наследия - если ничьи бизнес-интересы не затрагивать (то есть ничего серьезного не предпринимать, а ограничиваться пиздежом, репостами и лайками по закрытым профилям соцсетей) - тоже пока дозволяется; и это все, чего "историческая память" на данном этапе заслужила, там ее законное место. Любители раскапывать чужих мертвецов и под шумок поглубже запрятывать в дедовские антикварные шкафы родные скелеты, болтающие про достоинство и порядочность, этику и приличия наследники тех самых "дедов" комфортно проживают в унаследованных от них прекрасных квартирах (или сдающих дедовские квартиры, чтоб еще комфортнее проживать где подальше отсюда и там от нечего делать пиздеть, репостить и лайкать с удесятеренным энтузиазмом - не уточняя, за что дед квартиру получил), толкуя нынче уже не только о "покаянии", но чуть ли не о "возмездии" (в блоковском значении - правда, Блоку пришлось его на себя принять, а теперешние рассчитывают обойтись); и достаточно хоть раз понаблюдать, как впечатленная очередным предельно честным, мощным, важным и нужным высказыванием глубокопорядочного режиссера До(д/л)ина театровед Вайсбейн подлезает без очереди к гардеробу, чтоб уяснить бесповоротно, куда ведет эта дорога.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
(С 1930 по 1991 год Сергиев Посад носил название Загорск, в память погибшего секретаря Московского комитета партии В.М.Загорского) Сергиев Посад и его район — регион с богатейшей историей. История Сергиева Посада насчитывает почти семь веков богатой событиями жизни. Начав свое ...
В первый день первого весеннего месяца по стихийно сложившейся традиции в России отмечается День кошек. Именно по этому поводу решил Вас порадовать " Котогороскопом " Все еще скучно? Есть куча прикольных тестов , музыкальных приколов , ...
Сегодня первый день, когда наше крымское лето немного расслабило, наконец, свои жаркие объятия и  - хоть ненадолго (или может, уже насовсем?) - отпустило нас, утомлённых солнцем,  непрерывной двухмесячной жарой и засухой в несмело заступающую на владение цветасто-сарафанную осень ...
В Африне классические "три дня на разграбление". Турки даже не вмешиваются, во всяком случае пока. Повальный грабеж всего, что осталось в домах беженцев. Хорошее состояние города, доставшегося победителям без боя, способствует тому, что уцелело достаточно много, поэтому боевики не ...
Двое туристов из России попались на краже имущества турецкого отеля. Они пытались похитить в общей сложности несколько чемоданов вещей. Видео досмотра чемоданов опубликовано на telegram-канале Mash. По данным канала, муж и жена из Ханты-Манскийского автономного округа попытались ...