"Кафедра" как образец советской официальной критики недостатков.

Этот фильм 1982 года в постановке Марка Розовского я увидел еще в очень юном возрасте, да не по одному разу- уж так он мне понравился как образец так называемой « взрослой» жизни — той, которая ведется за закрытыми дверями, и куда детей не пускают, но стать причастной к ней все же очень хочется:-)
Кстати, тут не надо его путать с «Кафедрой» , черт подери, того же 1982 года но в постановке Киасашвили — другой фильм, с другими актерами и другой же проблематикой. Просто проблема была с концентрацией названий художественных фильмов в одном году :-)
В чем респект Марку Розовскому и Валерии Врублевской – проблемы научной жизни на таком вот «низовом уровне» они знают неплохо, причем проблемы самые разноплановые- от невозможности запереть разбитую дверь в помещение этой кафедры ( как я понял, педагогики), куда постоянно влетают на полном ходу студенты и тут же испуганно захлопывают двери, даром что на них никто никогда не прикрикнул, вплоть до долговынашиваемых личных проблем по отношению к руководству, типа той, что была у Гурина. И потому – пьеса выглядит жизненно, «реалистично».

И в то же время – тут вам прямой и характер, и накал страстей- прямо по классическим античным пьесам, с разоблачением главного злодея перед зрителями, про прозрение всех участников, которые выходят из под чар злого божества, про одинокого принципиального героя ( в данном случае – героини), которая, казалось , обречена на поражение , да в реальной жизни так оно бы и было, но – закон сюжета таков, что приходит высокоморальная божество-пифия, которая изрекает свои обвинения так, что злодей не сможет заткнуть ей рот, она изощрена в законах, обычаях, и даже все время оказывается в нужном месте, типа вытрезвителя у Остроумова; ее божественная сила определена тем, что она – парторг, за ней- партия, ого-го ! И что удивительно при этом, что Брызгалов за все свои годы не удосужился ни повлиять на назначение нужной кандидатуры на эту должность, ни, раз повлиять не получается, как можно крепче подружиться с ней: а то в итоге его влияния хватает только на … бестолковую Евграфову, которая и сама недолго сопротивляется при развернувшей атаке на потенциального благодетеля своей дочки-десятиклассницы.
Кстати, именно в этой роли, Ульянов мне очень понравился, сыграть обаятельных негодяев — это уметь надо, у него, не менее а то и хорошо получилось тоже амплуа и в фильме «Без свидетелей», который выйдет на киноэкраны через год.

При этом скелет именно классический: правильная и глубокая работа Лаговской противостоит бестолковой работе Белкун. При этом именно что разбор толковости-бестолковости зритель не видит, просто верит на слово: у Лаговской просто лицо вдохновенное и немного фанатичное ( такие, с лицом комиссара, в самом деле бывают в школе), а вот Белкун - простенькая миловидность, изначально показывающая, что она - человек несерьёзный, ибо чувствуется, что думает о « красе ногтей», в виде прически и маникюра, да применяет грязненький приемчик- покупает всех вокруг заграничными вещицами, да неизящно льстит.

Объектом чар злого божества- руководителя кафедры становится же по факту такое «прогрессивное» предложение положительной героини как « уроки нравственности»- вот в них, оказывается, она видит важность; как при этом она игнорирует мощные идеологические структуры а именно партию-комсомол-пионерию, чья работа и направлено на то что бы формировать нужный вид нравственности у своих членов, и, шире, всего советского народа- тут уж я не понимаю… Такое впечатление, что кроме математики да русского языка в школах ни от кого нет никакого влияния такого вот этического свойства.

Про работу Белкун мы вообще ничего не знаем; абстрактно верим, что это пустышка, которая сочинена только затем, что бы эта красавица- пустышка прорвалась на новую должность преподавателя.

При этом спасение главной героини приходит в последний момент- Брызгалов уже торжествует, когда никто не поднимает руку против Белкун с ее работой, но.. Тут выступает язва-парторг, да так что срывает покровы с тщательно с крываемых черных сторон демона:
- тут и манипуляции с якобы пьянством научного руководителя Лаговской- Остроумовым, и неприятные махинации с полномочиями, да и оформлением документов, которые позволяют отодвигать защиту диссертаций Соли куда-то в будущее, далеко, и гадкое распоряжение Марунину вычеркнуть из публикуемого сборника Остроумова и записать себя, и сеанс разоблачения плохого прошлого Брызглова от его друга юности Гурина, и наконец некрасивое поведение креатуры Брызагова – Белкун, которой припоминают подлизывния именно к актуальным преподавателям на разных курсах…
В итоге организационно смотрится все как то нелепо: вроде голосование прошло, за то, что бы отложить рассмотрение диссертации Лаговской выступили практически все, кроме парторга, а потом все взяли да поодиночке разбежались, разоблаченный злой дух остался один- демонстративно выплюнув таблетку от сердечного приступа.
Так что советский зритель в тот момент должен сделать совершенно верный вывод: хоть силы зла и иного негатива то и дело врываются в нашу действительность, да порой они и могучи, но – общество у нас здорово. и принципиальных людей всегда хватит на т, что обуздать эти козни и если не в виде фуражки НКВД и милиции, то просто отринув от него, и заставив засохнуть в одиночестве.
P.S. И да, все таки это телеспектакль, как то кинофильмом назвать это не могу.