(K1017) Антропо-фундаментализм. Парадно-представительская версия Русской Идеи
kornev — 06.04.2017 Блоггер Астеррот на днях сформулировал свое понимание «Русской Идеи», которое мне тоже отчасти близко, хотя оно не слишком льстит национальному самолюбию и большинством русских, включая и «русских европейцев», будет встречено в штыки. Суть в том, что Русь, Россия – это объединение отсталых, глупых, слабых, инертных «недочеловеков», чтобы защитить себя самой своей массой и взаимной поддержкой от более успешной, умной, энергичной и хищной культуры, каковой является Запад. Или, по-простому: «Историческое собирание Русью земель - это сбивание в кучу терпил ради выживания. Дипломатия Руси - это терпеливое объяснение лохам их очевидной выгоды от объединения».Уже слышу возгласы возмущенных патриотов: «Русофобия! Оскорбление величия русского народа! Поезжайте на Украину с такими идеями!» А «русские европейцы», услышав это, так и вообще хватаются за пистолет. «Вместо того, чтобы считать русских законной и нежно любимой частью Европы, вы хотите, чтобы мы объединялись против Европы с разными азиатами!» Тут еще и обвинения в пережитках советчины будут впору. Словом, полный скандал. И я эту реакцию прекрасно понимаю. И сам готов бросить в «богомерзкого» Астеррота пару гнилых помидоров.
В сыром виде эта Идея не годится для подачи широким массам и будет только плодить комплексы и самоненависть, которых у русских и без того с избытком. Ее требуется перетолковать в более почтенный и приемлемый формат. И это нужно не только для своих, но и для чужих. Это плохая реклама, говорить потенциальным союзникам: «Мы – клуб дураков и неудачников. Идите к нам!» Ибо каждый второй дурак и неудачник себя самого считает Солью Земли. Для этой Идеи требуется парадно-представительская версия, которая доносила бы общую суть до умных, но не оскорбляла бы чувства основной целевой аудитории. А еще лучше, если бы наша формулировка позволяла этим последним отыскать за этой сутью даже некоторый повод для гордости и превосходства. И совсем хорошо, если формулировка даст возможность найти точки сближения с некоторой частью старых европейцев, что позволит удовлетворить самую взыскательную часть аудитории.
Задача вполне разрешима. Дело в том, что западные «сверхчеловеки», которых мы боимся и против которых объединяемся, сейчас и на социокультурном, и на технологическом уровне ускоренно движутся в сторону расчеловечивания и превращения во что-то большее, чем человек. Дело не просто в отказе от каких-то традиционных ценностей, а в радикальной ломке самого «Человека», каким он был последние 40 тысяч лет. Дальнейший прогресс западной цивилизации в ближайшие десятилетия превратит большинство ее обитателей в нечто совершенно невиданное и чуждое с точки зрения нормального, традиционного человеческого существа. А это несколько меняет наши с ними взаимоотношения. Одно дело, когда мы «недочеловеки» перед лицом «полноценных людей», и совсем другое дело – когда мы «все-еще-люди» перед лицом «уже-не-людей». Эта вторая ситуация для нас более почетна. Как только Запад расчеловечится, единственным настоящим человечеством останемся мы, бывшие «унтерменши, дураки и неудачники». И все прошлые достижения, все сокровища, все смыслы человечества с этого момента будут нашим и только нашим законным достоянием.
Получается, что мы не какие-то «отсталые варвары», а у нас есть Миссия, и весьма почетная Миссия – сохранение самого Образа Человеческого. Это фундаментализм особого рода – «антропо-фундаментализм». Пусть они расчеловечиваются, и телесно, и духовно, а мы будем оставаться Людьми – и снаружи, и внутри. И будем дорожить своим Человеческим Уделом. И будем защищать его. И будем вступать с этими не-людьми в неравный бой, сами оставаясь людьми. И, конечно же, нам для этого придется позаимствовать некоторые их технологии и усовершенствования, или создать собственные, – строго и вдумчиво отбирая те из них, которые не отрицают Человеческую Сущность, а лишь усиливают ее и позволяют ей раскрыться более полно. И мы будем напрягать весь свой человеческий потенциал, доказывая, что Человек вполне способен защитить себя от обнаглевших «над-людей». И эта наша Русская Идея будет открыта для всех – включая и ту часть западного человечества, которая не захочет расчеловечиваться и будет вместе с нами бороться с этими новыми монстрами.
Термин «антропо-фундаментализм» был впервые предложен несколько в ином контексте (см. «Утопия под ногами»). Поэтому сразу следует предупредить, что он подразумевает не только сохранение физической и ментальной аутентичности человеческого существа. Сохранению подлежат и порожденные этим существом (за весь срок человеческой истории) культурные смыслы, утопии, роли. Возьмем, к примеру, Мужчину и Женщину. Стремящиеся себя расчеловечить западные люди открыли, что это не «природа», а культурные комплексы, роли, опирающиеся на некоторые природные предрасположенности, но в своей целостности являющиеся творением человеческой воли. Для них это открытие - повод отказаться от «навязывания» детям этих ролей и вырастить из детей «более прогрессивное» бесполое или обоеполое существо, «андрогина», воспроизводящего в своем поведении повадки шимпанзе-бонобо. К этому они и идут. Напротив, для антропо-фундаменталистов указание на хрупкость и рукотворность «Мужчины» и «Женщины» - повод еще больше ценить и защищать эти роли, изобретенные и отшлифованные многими поколениями наших предков. Так и во всем остальном.
В культурном отношении антропо-фундаментализм является фундаментализмом одновременно всех человеческих культур. Точнее, совокупностью мирных и «политеистических» фундаментализмов, не нацеленных на уничтожение других культур. Яркий пример такого сотрудничества и сосуществования многих традиционных культур – Российская Империя, так что наша новая идея имеет прочные исторические корни.
Итак, глобально-мессианская версия Русской Идеи – вовсе не «клуб отсталых неудачников», а Союз Последних Людей. Великий Альянс против всего не-человеческого, расчеловеченного, отказавшегося от своей человеческой сущности. Объединение всех тех, кто, не отказываясь от прогресса, в то же время не намерен жертвовать ради него своей человечностью, самим Человеческим Образом и сопряженными с ним достижениями культуры. Кто намерен этот Образ поставить превыше всего, чего бы это ни стоило, а дары прогресса использовать как средство для его сохранения.
|
</> |