К вопросу о безальтернативном претерпевании.

С годами и десятилетиями мое неприятие девяностых подверглось определенным трансформациям, и теперь оно выглядит примерно так.
Действительно существует такой сюжет в политическом/экономическом развитии - назревшие, необходимые, чрезвычайно болезненные реформы, которые надо просто перетерпеть, положительные итоги которых станут компенсацией за муки этого претерпевания. Бывает такое - неизбежное ухудшение, все хорошее не сразу, а потом, после ухудшения. И бывает чаще, чем хотелось.
С этим связан важнейший политико-философский вопрос, как в на этапе этого безальтернативного ухудшения должна себя вести т.н. элита, сильные мира сего, люди, принимающие решения?
Так вот российская драма девяностых, с моей точки зрения, заключается в том, что тогдашняя "новая/старая элита" и обслуживавший ее "говорящий класс" (либеральная интеллигенция) вели себя самым отвратительным, самым неправильным образом из всех возможных способов поведения элиты во времена этого самого безальтернативного ухудшения.
Грубо говоря, если, например, правы отбитые антисоветчики, и партийное руководство в блокадном Ленинграде действительно обжиралось икрой и осетриной, то, по крайней мере, голодающий Ленинград этого не видел и об этом ничего не знал. В 1990-е все было устроено наоборот.
И да. Хуже президента для времен безальтернативного претерпевания, чем Ельцина, начиная с 1995-го года (которого протащили во второй срок в 1996 году), сложно себе представить. Если логику воспевания либералами Ельцина применительно к 1991-1994 гг. я хоть как-то могу понять, то дальнейшее его воспевание я принимать отказываюсь. Весь дальнейший "ельцинизм" работал только на одну историческую цель - приход авторитарной власти, которая наведет элементарный порядок, обеспечит хоть какую-то защищенность "маленькому человеку", создаст хотя бы видимость хоть какой-то справедливости. Ну так эта цель была достигнута с помощью того, что творилось в девяностые, так что не на что жаловаться. Как говорится, за что боролись...
P.S. Иначе можно сказать о проблеме чрезмерности тогдашних безобразий. Без воровства, коррупции, кумовства, бандитизма было не обойтись. Но можно было обойтись без воровства, коррупции, кумовства, бандитизма ТЕХ МАСШТАБОВ, которые были тогда стремительно достигнуты. Вот эта чрезмерность все и погубила.
|
</> |