К сегодняшнему дню

Она обрела славу и в устойчивой к новациям старообрядческой среде - на Урале, на Ветке, в Нжнем Новгороде - уже в XVIII в.
Мне же интересен один из нечастых вариантов XVIII-XIX вв., включивший важную деталь, происходящую не из католических источников, но из предшествующей средневековой русской иконописи. Под подножием ног Богоматери в своем подземном узилище изображен попираемый ею сатана. Подобно группам обращающихся к своей заступнице страдальцев, он тоже держит в руках свитки - но в них он обращается к грешникам, стремясь отвратить их от надежды на Богородицы и призывая их к себе, подобно призывающему к себе всех труждающихся и обремененных Христу. Зовет дьявол, однако, не правдеников, а грешников: в списке, о котором я говорю, на свитке справа отчетливо видна надпись "приидите, мздоимци". Тема греха коррупции, неправедного обогащения от неправедной власти, равно значима была и для евангельских времен, и для жителей Российской империи.

Мы все уже на целые десятилетия оказались во власти государства, всеми силами вырывающегося из под контроля людей, в нем живущих, и не верующего ни во что, кроме "стабильности" для его верхов и винтиков, подразумевающей их круговую поруку в полной безнравственности, их безнаказанность и их обогащение. Нелепый и бесталанный человечек, силой нелепой случайности оказавшийся наверху этой пирамиды, происходит из сообщества, которое с момента своего рождения в 1918 г. привыкло управлять людьми, опираясь на их явные и тайные пороки, и не останавливаясь ни перед чем ради власти. Они ухитрились лишить страну ее будущего, растащив все по карманам и не дав ей ничего взамен, превратив ее в мировое посмешище. Но любое человеческое зло имеет свой предел, и физический, и моральный - вне зависимости от того, верим ли в это мы.

|
</> |