К сегодняшнему дню
akim_trefilov — 07.10.2022 Уже достаточно поздно, в конце XVII в. в отечественную иконопись проникает с латинского запада новая иконография Богородицы, восходящая к Gloria и к «Madonna Misericordia». При патриархе Иоакиме одна из таких новых икон прославилась как чудотворная пож именем "Всем скорбящим радость". Несмотря на свое позднее сумнительное и уж явно никониянское происхождение, да еще и на связь с придворными кругами, этот сюжет нашел самый искренний и мощный отклик во всех слоях тогдашнего Московского царства, стремительно обращающегося в Российскую империю. Множество взаимодействовавших вариантов, множество чудотворных икон этого типа в разных концах страны. Царственная дева, прославляемая ангелами и окруженная обращающимися к ней разнообразными страждущими, а вокруг - уже рай, цветы и ветви его деревьев, ждущие всех обращающихся к Царице Небесной. "Образ умиления и посещения в беде страждущим" - так тоже нередко надписывали эту икону.Она обрела славу и в устойчивой к новациям старообрядческой среде - на Урале, на Ветке, в Нжнем Новгороде - уже в XVIII в.
Мне же интересен один из нечастых вариантов XVIII-XIX вв., включивший важную деталь, происходящую не из католических источников, но из предшествующей средневековой русской иконописи. Под подножием ног Богоматери в своем подземном узилище изображен попираемый ею сатана. Подобно группам обращающихся к своей заступнице страдальцев, он тоже держит в руках свитки - но в них он обращается к грешникам, стремясь отвратить их от надежды на Богородицы и призывая их к себе, подобно призывающему к себе всех труждающихся и обремененных Христу. Зовет дьявол, однако, не правдеников, а грешников: в списке, о котором я говорю, на свитке справа отчетливо видна надпись "приидите, мздоимци". Тема греха коррупции, неправедного обогащения от неправедной власти, равно значима была и для евангельских времен, и для жителей Российской империи.
Мы все уже на целые десятилетия оказались во власти государства, всеми силами вырывающегося из под контроля людей, в нем живущих, и не верующего ни во что, кроме "стабильности" для его верхов и винтиков, подразумевающей их круговую поруку в полной безнравственности, их безнаказанность и их обогащение. Нелепый и бесталанный человечек, силой нелепой случайности оказавшийся наверху этой пирамиды, происходит из сообщества, которое с момента своего рождения в 1918 г. привыкло управлять людьми, опираясь на их явные и тайные пороки, и не останавливаясь ни перед чем ради власти. Они ухитрились лишить страну ее будущего, растащив все по карманам и не дав ей ничего взамен, превратив ее в мировое посмешище. Но любое человеческое зло имеет свой предел, и физический, и моральный - вне зависимости от того, верим ли в это мы.
|
</> |