рейтинг блогов

К предыдущему. О современном мире в свете одного русского мультфильма.

топ 100 блогов anlazz26.07.2016 К предыдущему. О современном мире в свете одного русского мультфильма. Совсем недавно в интернете обсуждался забавный факт. Оказывается, российский мультфильм (точнее, мультсериал) «Маша и медведь» испытывает все большую популярность в Европе. Этот сериал оказывается переведенным на 25 языков и транслируется в 100 странах. А игрушечные герои мультфильма, оказывается, являются весьма продаваемыми объектами. Собственно, популярность «мультика» оказалась таковой, что некоторые не сказать, чтобы особо умные субъекты, видят в нем элемент «идеологической диверсии» России и лично Путина (!) против Запада. Впрочем, подобные личности существуют всегда и везде, однако в данном случае следует отметить тот факт, что это, наверное, первый случай массового распространения «новорусского» продукта в мире. До этого общепринятым был обратный процесс – агрессивная экспансия западного культурного продукта в Россию.

Собственно, поэтому хочешь-не хочешь, а следует считать данное произведение российской студии «Анимакорд» феноменом. Проблема тут состоит в том, что особыми достоинствами данный мультсериал не блещет – скорее наоборот, это достаточно средненькая работа. (Впрочем, такое впечатление вызывает большая часть т.н. 3Д-мультфильмов, за исключением «блокбастеров» с близкими к кинематографу бюджетами.) Да и сюжеты в данных «мультиках» довольно банальные. Однако при этом в «Маше и медведе» есть одно важное достоинство, которое, судя по всему, пересиливает все недостатки. А именно – это не просто мультипликационный фильм. Это – детский мультипликационный фильм. Т.е., мультфильм, созданный для просмотра детям.

* * *

На самом деле, особенно людям, заставшим СССР хотя бы в детском возрасте, подобное утверждение может показаться странным. А для кого, собственно, снимают «мультики»? Для взрослых дядей и тетей? В советское время аудитория подобных картин казалась строго определенной: от трех до четырнадцати лет. Нет, конечно, были т.н. «мультфильмы для взрослых», но они занимали строго определенную нишу, и никогда не были особенно популярны. А так – мультипликация определялась как «детское искусство». Причем, что очень важно, не просто «детское», как таковое. Советские «мультики» вполне строго ранжировались по возрастам. Не знаю, было ли сознательное деление или нет, но в стране выпускалась продукция «для самых маленьких». Это – те самые «кукольные мультики», столь не любимые советскими подростками.

И понятно почему: сюжет их был крайне примитивен, а исполнение «картинки» - довольно упрощенным, близким к условному. Для многих людей все это до сих пор воспринимается, как «технологическая отсталость» советского кинематографа, не позволяющая снимать в «диснеевском стиле». (Кстати, помню, какой у советских подростков ажиотаж вызывал «дисней» в начале 1990 годов. Каким это контрастом выглядело по сравнению со «среднесоветской» продукцией.) На самом деле, конечно, это неверно – в «диснеевском» стиле советская мультипликация умела работать еще в 1950 годах. Снятые тогда мультфильмы выглядят, по крайней мере, не хуже западных. И уж конечно, считать, что фильму «упрощали», потому, что не могли снимать иначе (?), смешно. На самом деле, подобные «ленты» примерно соответствуют уровню восприятия маленького ребенка, условно – от 3 до 6 лет. А вовсе не на 10, а уж тем более и 13 летних подростков – поэтому неудивительно, что последние все это воспринимали, как издевательство. А запоминаются, как правило, последние впечатления – ну, вот и возник миф об «убогой советской мультипликации).

Кстати, на Западе на подобный возраст вообще практически ничего не снимают. И понятно, почему – не потому, конечно, что не могут. А потому, что дети 3 – 6 лет имеют ограниченные возможности по распоряжению семейным бюджетом. Это подростки могут позволить себе на карманные деньги купить билет в кино – трехлетки же даже сформулировать свои желания не могут. Впрочем, говоря о подростках, как об основной аудитории западной мультипликации, следует понимать, что это уже – прошлый век. (В прямом смысле слова.) Т.е., те же самые 1940 – 1970 годы, «золотой век» того же «Диснея». Уже в 1980 стало понятно, что исключительно на данной аудитории много денег не соберешь. И тогда начался процесс «возрастного растягивания» зрительской аудитории. Вначале мультфильмы стали рассчитывать на 15-17 летних с их специфическими проблемами, потом – на 20 летних, а в последнее время вообще на все возрасты. Поэтому, к примеру, неудивительно акцентирование внимания в них, скажем, на проблемах толерантности – и удивительно, что однополые отношения еще не стали мэйнстримом.

* * *

А собственно, дети в подобном случае оказались забытыми. Понятно почему: клиент, т.е. зритель – это тот, у кого деньги есть. И чем больше денег – тем важнее зритель. Однако если ранее основным потребителем «кино» были семьи с детьми или подростки с карманными деньгами, то теперь главный «клиент» - «свободный молодой человек» обоих полов лет до тридцати-сорока. Семьей он обзаводиться не намерен, да и если обзаведется, то тратить  «на кино» начнет меньше – не будет и свободных денег, и свободного времени. Но вот пока этого не произошло – он главный потребитель, а значит, все фильмы, в том числе и мультипликационные, «затачиваются» именно на него. Нет, конечно, и тех же подростков нельзя «упускать» - поэтому сюжеты и картинки «растягиваются», точнее, натягиваются, как сова на глобус, на то, чтобы быть принятыми и 10-12 летними, и 30-40 летними. А дети? А что дети – если рассчитывать на них, то задача станет вообще непосильной.

А значит – в сфере детской мультипликации образуется вакуум, в котором и средняя поделка, наподобие «Маши и медведя», кажется шедевром. Разумеется, это относится не только к этому сериалу, однако именно ситуация с ним наиболее ярко иллюстрирует указанную проблему. Самое смешное тут, разумеется, то, что в данном случае мы имеем место с явлением, совершенно противоположным общепринятому – до сих пор считалось, что любой кинопродукт (да и вообще, медиапродукт) должен охватить максимально возможную аудиторию (т.е. сова должна натянуться на глобус), а иначе ему ничего не светит. Поэтому, собственно, все современные медиапроизводители старательно подражают Голливуду – правда, с нулевым успехом. По крайней мере, это касается российских кинематографистов. Собственно, единственное, что они могут себе позволить – это урвать несколько процентов отечественной аудитории – и все. Надеяться на то, чтобы сделать хотя бы то же самое – но не «тут», а «там», разумеется, было бы смешно.

* * *

А вот с детским «мультиком» получилось. Собственно, на этом можно было бы и закончить – то, что российские мультипликаторы хоть когда-то получили по своим заслугам, есть однозначно положительное явление. Даже если случилось это, по сути, случайно. Однако на самом деле подобный факт прекрасно иллюстрирует, насколько ошибочно распространенное представление о том, что в современном обществе происходит удовлетворение потребностей. Даже придумали для всего этого особый термин: «потребительское общество». Вроде, это такое общество, в котором не просто удовлетворяют все потребности, но еще и придумывают новые. У потребительского общества есть фанаты – те самые любители «глянца» и «гламура». Есть и противники, причем в настоящее время именно не принимать «потребительство» считается мейнстримом. В связи с чем выпускается огромное количество особых брендов для «непринявших».

Однако в реальности никто никакие потребности не удовлетворяет. Единственное потребное для современного общества занятие состоит совершенно в другом – в получении прибыли. Все остальное – вторично. А значит, вместо удовлетворения потребностей мы имеем ни что иное, как методы изъятия денег из карманов. Разумеется, для собственного блага потребителей – как им обыкновенно объясняется. Однако понятно, что под «благами» тут подразумевается исключительно то, что приносит прибыль. Например, приобретение нового смартфона – благо. А вот наличие полноценного отпуска, необходимого для восстановления здоровья – нет, не благо. (Отпуск вообще нужен только на то, чтобы гражданин мог оставить деньги на очередном курорте, а здоровье тут вообще является фактором второго порядка.) Или, скажем, наличие ярких витрин с разнообразными товарами – благо несомненное. А нормальное развитие детей, с системой дошкольного, школьного и внешкольного образования никому не интересно. Нет у детей денег, как не крути, да и родителей на все это развести довольно сложно. Вот купить ребенку игровую приставку они могут – поскольку это просто и понятно, а заняться его комплексным воспитанием – нет.

Поэтому удивляться тому, что существующая в современном мире индустрия развлечений, начиная с кинематографа, и заканчивая игрушечной промышленностью, ориентируется, в лучшем случае на подростков – а в основном, на взрослых людей – смешно. (Нет, конечно, потребности детей так же удовлетворяются, но в намного меньшем количестве.) Это в СССР считалось, что дети должны играть, а взрослые – работать, ну и еще заниматься творчеством. Тем более, что сейчас с творчеством «напряженка», в мире остается все меньше областей, где современный человек мог бы почувствовать себя творцом. Вот и занимает игра в жизни взрослых все большее место, как «дешевый» заменитель самого высшего проявления человеческого разума. Ну, а дети? А что дети – пускай учатся зарабатывать деньги – единственно важный элемент в современно мире. Или, хотя бы, учатся просить их у своих мам и пап. Т.е., в любом случае, вовлекать их в мир игры, а точнее, в мир «игровой промышленности». В довершение к их – взрослых – собственным играм.

* * *

Впрочем, разбирать этот самый «мир игры», в который втягивается все большее количество людей, следует отдельно. Тут же можно сказать только то, что ничего хорошего эта самая игра не дает – потому, что являясь крайне важной в детстве, в «взрослом» возрасте она превращается, как сказано выше, лишь в бессмысленный заменитель творчества, недостижимого в рамках современного отчужденного труда. Однако это, понятное дело, совершенно отдельная тема…




К предыдущему. О современном мире в свете одного русского мультфильма.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Всем привет! Завтра летим в Лондон - вопрос не суперважный, но все же-) Стоит купить еду в аэропорту - хоть вижу, что беру и есть выбор или вполне можно купить в самолете? Меня интересует качество тех же бутербродов. Там придется уже или есть, что дают или жить с чувством здорового голода ...
"По-моему, власть объявила войну своему народу. Я вижу, как на глазах общество радикализируется. Потому что то, как ведет себя ОМОН, мы даже не могли себе представить... Никто вокруг себя не видит тех, кто бы любил Лукашенко, тех, кто отстаивает его, как отстаивал раньше. И как ...
"В православной среде Татарстана накаляется атмосфера в связи с деятельностью митрополита Феофана Ашуркова, назначенного на эту должность некоторое время назад главой РПЦ МП Кириллом Гундяевым без консультаций с руководством республики. О том, что деятельностью Ашуркова недовольны ...
Полвека назад студенты на Западе, включая США, боролись за свободу как они ее понимали. Нередко их целью становились разнообразные правила вузов, в которых они учились. Можно долго обсуждать понимание свободы теми людьми, но в нельзя сомневаться в том, что они хотели получить больше ...
Капли крупные падают) Все это радует меня и мой урожай! А я успела сделать программу минимум. Посуду вчерашнюю всю вымыла, собрала в тенечке красную смородину, быстро захватывая несколько веточек!! А вот черную собирала медленно, не вся поспела, обрывала только черные ягодки, по одной, я ...