К панфиловосрачу, но о журналистике.

топ 100 блогов sirjones06.10.2016 Вроде бы, этот аспект не обсуждался.
Собственно, интересна кухня, в результате которой был вброшен миф.

Итак, 27 ноября в газете "Красная Звезда" появляется следующий материал.
К панфиловосрачу, но о журналистике. Clip2net_161006124107

Это статья Коротеева, в которой, в общем, сформирован миф, который от конечной редакции отличается только деталями.

Вот как выглядит история, произошедшая после появления заметки, глазами главреда "КЗ" тов. Ортенберга. Наиболее интересные места я выделил жирным шрифтом.

"Должен сказать, что в тот день, когда готовился номер газеты, датированный 27 ноября, глаз мой как-то не зацепился за эту заметку, помещенную на третьей странице под скромным заголовком. Только утром, когда газета уже вышла, перечитывая ее, я глубоко задумался, но и тогда еще не пришел ни к какому решению.
Днем поехал в ГлавПУР. Как обычно, просматривая там последние донесения политорганов, вычитал в одном из них такой эпизод:

«16 ноября у разъезда Дубосеково двадцать девять бойцов во главе с политруком Диевым отражали атаку танков противника, наступавших в два эшелона — двадцать и тридцать машин. Один боец струсил, поднял руки и был без команды расстрелян своими товарищами. Двадцать восемь бойцов погибли как герои, задержали на четыре часа танки противника, из которых подбили восемнадцать»
.
Сразу же вспомнилась корреспонденция Коротеева. Ясно было, что в политдонесении речь идет о том же бое панфиловцев с танками. Здесь меньше подробностей, но зато указан район боев. И еще вот эта суровая правда о двадцать девятом бойце, струсившем в беспощадном бою...
Уйти от этих двух сообщений, которые как бы скрестились и в моем уме и в сердце, я уже не мог. Когда вернулся в редакцию, у меня уже созрело вполне определенное решение. Вызвал Кривицкого, протянул ему выписку из политдонесения, спросил:
— Читали сегодня в газете репортаж Коротеева? Ведь это о том же?
— Все сходится, — подтвердил он и уставился на меня в ожидании, что последует дальше.
— Надо писать передовую, — сказал я. — Это пример и завещание всем живущим и продолжающим борьбу.
Обсудили, как быть с двадцать девятым. В те дни сказать истинную правду о нем было гораздо труднее, чем умолчать о самом его существовании. Вероятно, по этой причине и в корреспонденции Коротеева ни слова не было о двадцать девятом. Но на этот раз нам хотелось быть точными и объяснить все, что там происходило.
Я посмотрел на часы и предупредил:
— Имейте в виду — передовая в номер.
К полуночи она лежала у меня на столе. Над ней заголовок — «Завещание 28 павших героев». Пример панфиловцев был назван завещанием, то есть той святой волей умершего, какую принято исполнять безоговорочно.
Передовая вызвала многочисленные отклики. Одним из первых позвонил мне Михаил Иванович Калинин и сказал:
— Читал вашу передовую. Жаль людей — сердце болит. Правда войны тяжела, но без правды еще тяжелее... Хорошо написали о героях. Надо бы разузнать их имена. Постарайтесь. Нельзя, чтобы герои остались безымянными...
Затем мне сообщили, что передовую читал Сталин и тоже одобрительно отозвался о ней".


Итак, перед вами официальная версия рождения сенсации. Мимо главного редактора газеты, которую читали чуть ли не под лупой прошла статья, которую он прочитал только в вышедшей газете. И буквально тут же он обнаружил некое политдонесение, которое почти в точности совпало с текстом статьи. В том числе и с прозвищем политрука. Как, якобы, выяснилось позднее, прозвали его так красноармейцы. Почему его так прозвали авторы "политдонесения" - непонятно. Видимо потому, что Ортенберг его сочинил.

А теперь опубликованная часть показаний Коротеева, которые он дал уже после войны.

"Примерно 23 - 24 ноября 1941 г. я вместе с военным корреспондентом газеты "Комсомольская правда" Чернышевым был в штабе 16 армии... При выходе из штаба армии мы встретили комиссара 8-й панфиловской дивизии Егорова, который рассказал о чрезвычайно тяжелой обстановке на фронте и сообщил, что наши люди геройски дерутся на всех участках. В частности, Егоров привел пример геройского боя одной роты с немецкими танками, на рубеж роты наступало 54 танка, и рота их задержала, часть уничтожив. Егоров сам не был участником боя, а рассказывал со слов комиссара полка, который также не участвовал в бою с немецкими танками... Егоров порекомендовал написать в газете о героическом бое роты с танками противника, предварительно познакомившись с политдонесением, поступившим из полка... В политдонесении говорилось о бое пятой роты с танками противника и о том, что рота стояла "насмерть" - погибла, но не отошла, и только два человека оказались предателями, подняли руки, чтобы сдаться немцам, но они были уничтожены нашими бойцами. В донесении не говорилось о количестве бойцов роты, погибших в этом бою, и не упоминалось их фамилий. Этого мы не установили и из разговоров с командиром полка. Пробраться в полк было невозможно, и Егоров не советовал нам пытаться проникнуть в полк. По приезде в Москву я доложил редактору газеты "Красная звезда" Ортенбергу обстановку, рассказал о бое роты с танками противника.
Ортенберг меня спросил, сколько же людей было в роте. Я ему ответил, что состав роты, видимо, был неполный, примерно человек 30 - 40; я сказал также, что из этих людей двое оказались предателями... Я не знал, что готовилась передовая на эту тему, но Ортенберг меня еще раз вызывал и спрашивал, сколько людей было в роте. Я ему ответил, что примерно 30 человек. Таким образом и появилось количество сражавшихся 28 человек, так как из 30 двое оказались предателями. Ортенберг говорил, что о двух предателях писать нельзя, и, видимо, посоветовавшись с кем-то, решил в передовой написать только об одном предателе.
27 ноября 1941 г. в газете была напечатана моя короткая корреспонденция, а 28 ноября в "Красной звезде" была напечатана передовая "Завещание 28 павших героев", написанная Кривицким".


То есть, журналисту кто-то и что-то рассказал. Проверить сказанное он не смог, а может и не захотел. Осуждать его сложно.
Тем не менее, видно, что Ортенберг откровенно соврал в своих воспоминаниях. Ему нужна была история и он ее создал.

Таким образом, мы имеем дело с обычной журналистской мистификацией. Не более.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
И прочие Оставшиеся асы не удостоились таких обширных и проработанных мифов. Большинство из них только упомянуты по имени и получает краткую характеристику того, чем занимается. Как, например, Андхримнир - повар Вальхаллы, который кормит эйнхериев, дружину Одина. "Помогает" ему в ...
Я уже довольно давно и регулярно напоминаю людям, что память и воображение – одно и то же. Воспоминания ничем не отличаются от фантазий, кроме того, что воображение, строя их, пытается восстановить какое-то событие из прошлого. При этом оно всегда неточно – любое воспоминание больше ...
тут вся флента и топ бурлят про "ночь длинных ковшей" в столице нашей Родины. мнения разные. и про риски травануться шаурмой, торговлю наркотиками, и что не весь самострой был действительно без разрешений от мэрии, что для сноса не хватало судебных решений по каким-то из объектов. а ...
Неожиданно для себя, мне тут рассказывают, попал в некий список ТОП-7 НЕсексуальных трэвел-блогеров ЖЖ ... Это не первое попадание в попы топы, но такого оригинального захода ещё не было! И вообще, неужели всё так плохо, девчонки? PS Придётся что то делать с имиджем... Мой инст ...
Можно сказать, что фильм «Полосатый рейс» появился благодаря королю Непала. В 1959 году он прибыл с визитом в Москву, и в его культурную программу было включено посещение цирка на Цветном бульваре. После официальных мероприятий король и Никита Сергеевич Хрущёв в составе делегаций попали ...