К кому ближе всего были фатьяновцы?
andvari5 — 19.06.2022Реконструкция фатьяновца из Болшневского могильника
Как вы знаете, ученые сейчас очень активно исследуют древние
образцы, которых накопилось уже очень много - по самым различным
культурам, народам, даже видам человека, типа неандертальцев и
денисовцев. Очень хорошо, что львиная доля этих образцов
выложена в открытый доступ. Параллельно исследованиям древнего
населения, уже давно ведутся исследования населения современного. И
точно также накоплена значительная база по современным образцам.
Точно также львиная доля этих образцов выложена в открытый
доступ и сформированы представительные выборки. Всё это
означает, что есть замечательная возможность сравнить древнее и
современное население напрямую. Постоянные читатели знают, что я
делал так не раз. Например, для образцов из эпохи
викингов.
Сегодня снова можно сделать что-то этакое. Будем сравнивать
представителей фатьяновской культуры с современными людьми.
Сам я это делал не раз, но сейчас решил поделиться в журнале. На
это меня натолкнули комментарии к одному из недавних постов, что
фатьяновцы могли быть предками славян и балтов. Фатьяновская
культура - одна из культур общности боевых топоров и шнуровой
керамики. Она была распространена в Центральной России в раннем
бронзовом веке ок. 4,5 тысяч лет назад. Вероятно, эти люди
разговаривали на индоевропейском языке, но скорее всего, на
каком-то из предков индоиранских языков.
Я периодически писал кое-какие интересности про эту культуру и
культуры боевых топоров. Например, про похлёбку из собачатины. Или серьги в ушах. Ну и много всего по тегу.
Можно сравнить с современными популяциями, используя тот же G25.
Суть проста. Цифры обозначают дистанции до современных групп. Чем
ниже цифра, тем ближе. Цифры ниже 0,025 показывают очень
сильную близость. Практически, принадлежность к тому же генофонду.
Также удобно, что близость дистанции подсвечивается цветом.
Ярко-зеленый обозначает очень высокую близость, другие оттенки
- означают всё более далёкие дистанции.
Вот какой результат показывает вся выборка фатьяновцев. Как видим,
ближе всего к ним современные скандинавы. Но эта близость
относительная, потому что дистанции очень велики. Взять и
приравнять их к скандинавам нельзя. Это другой генофонд, хоть
и в чём-то близкий, но всё же другой.
Однако намного интереснее будет сравнить не всех
фатьяновцев скопом, а по могильникам. Благо, такая возможность
есть. И результаты будут отличаться.
Волосово-Даниловский могильник
Он расположен на берегу реки Левашевка в Ярославской области и
является крупнейшим могильником фаитьяновской культуры (107
могил).
Но отсюда происходит лишь один образец. Взрослая женщина, которая
была уложена на левый бок в скорченном положении, голова
направлена на северо-восток. Ее могильный инвентарь включал три
керамических сосуда, медное украшение, кремневый нож и рабочий
топор.
Милославский могильник
Расположен на возвышенности на берегу озера в Ивановской области. Отсюда происходят два образца.
Расстояния второго образца крайне огромные от современных групп. Хоть и здесь мы видим близость к скандинавам, но эта близость крайне относительная. Дальше, чем, скажем, нынешние ирландцы от пакистанцев.
Тимофеевский могильник
Ещё один могильник из Ивановской области.
Ханевский могильник
Расположен у реки Исконы в Московской области. Отсюда два образца.
HAN002 - это мужчина в возрасте 18-20 лет, который был положен в лежачем положении, нижние конечности согнуты в суставах, голова направлена на ЮВ. Могильные принадлежности включали два рабочих топора, кремневый нож, несколько костяных артефактов и керамический сосуд.
Ивановогорский могильник
На берегу реки Рузы в Московской области.
Этот образец ближе всего к современным группам. Но опять же, не настолько близко, чтобы можно было их приравнять.
Болшневский могильник
В могиле 4 были обнаружены останки четырех взрослых - двух мужчин и двух женщин - и собаки. Три черепа имели следы посмертной травмы. Индивидуум 1 (BOL001) был мужчиной 45-55 лет, который был уложен на левый бок в согнутом положении, голова направлена на восток-северо-восток. У него была посмертная травма. В состав могильного инвентаря входили
Голузиновский могильник
У реки Синявка в Ярославской области.
Халдеевский могильник
Расположен в Ярославской области.
Расположен у реки Курбица в Ярославской области. Черепная часть погребения 1 была нарушена при добыче гравия. Останки из погребения 1 (NAU001) принадлежат мужчине 50-60 лет.
Никульцинский могильник
Расположен на возвышенности в Ярославской области.
Погребение 9 (NIK004) - это 50-60-летний мужчина, который был помещен в могилу на правом боку в согнутом положении, головой на юго-юго-восток.
Погребение 6 (NIK007) - женщина 18-20 лет, которая была положена в могилу на левом боку в скорченном положении, голова направлена на юго-восток. Каменный рабочий топор,
Погребение 7 (NIK008) - мужчина 25-30 лет, который был положен в могиле на правом боку в скорченном положении, голова направлена на СВ. Его могильные принадлежности включали боевой топор, кремневое лезвие, два керамических сосуда, подвеска из медвежьего зуба и костяное шило.
Воронковский могильник
Расположен на берегу реки Вондели в Ярославской области.
Здесь исследовано четыре погребения. Погребение 5 - это 20-30-летний мужчина, который был положен в могилу на правый бок в скорченном положении, головой направлен на СВ. Боевой топор, кремневый рабочий топор, кремневый нож, кремневый отщеп и керамический сосуд были найдены в его могиле. Погребение 6 - это мужчина 45-55 лет, который был положен на правый бок в скорченном положении, голова направлена на юго-запад. Боевой топор, кремневый рабочий топор, два керамических сосуда, кремневый нож и другие кремневые, костяные и медные предметы находились в его могиле. Погребение 7 - мужчина 18-20 лет, который был положен на правый бок в скорченном положении,
Плюс есть ещё один образец, о котором я не нашёл информации по поводу археологического контекста. Но его тоже можно привести в пример.
На РСА картина следующая. Образцы размещены на фоне современных народов (подписаны).
Можно обратить внимание, что образцы, даже из одного могильника довольно широко разместились на РСА. Это говорит о довольно большой неоднородности самих фатьяновцев, где присутствовало значительное генетическое разнообразие. Например, из Болшневского могильника есть три образца. Можно сравнить дистанции парочки из них до других образцов.
Для примера образец из Наумовского могильника. Та же самая картина.
Можно увидеть, что ближайшие образцы из того же могильника очень далеко. Дальше, чем это было бы ожидаемо для современных групп. Т.е. даже в пределах одного могильника существовало большое разнообразие.
Теперь можно поступить таким образом. Из наших фатьяновцев я составил несколько выборок по могильникам. И решил сравнить их с другими древними группами.
Разницу можно увидеть даже по цвету, который обозначает
дистанции. Видно, что к древним группам фатьяновцы куда
ближе, чем к современным. Но вот оно, что интересно - у некоторых
фатьяновских выборок другие фатьяновцы даже не выскакивают в первой
десятке вообще. Например, у выборки болшневского и ханевского
могильников. У остальных фатьновские выборки совсем не на первых
местах. Зато близки другие шнуровики или варианты культуры
колоколовидных кубков, или группы поздней бронзы с аналогичным
шнуровому генофондом - срубники, синташтинцы и т.д.
Мне кажется, что это потенциально может говорить о том, что в
сложении фатьяновской культуры участвовали различные сообщества
шнурового круга. Но с этим не очень-то сходится то, что большого
разнообразия гаплогрупп у фатьяновцев не наблюдается. В основном,
R1a-Z93. Но гаплогруппы - штуки такие, весьма чувствительные к
бутылочным горлышкам или социальным потрясениям. Ничто не мешает
допустить вариант, что в патрилокальной и патрилинейной
фатьяновской системе род мужчин с Z93 приобрел престижное значение
и стал доминирующим. А аутосомы так и остались неоднородными.
Это не обязательно произошло на месте. Могло произойти и по пути в
Центральную Россию с запада. Вполне правдоподобный вариант.
Так оно или нет - прояснится со временем и накоплением генетических
образцов.
|
</> |