К итогам русско-японской войны... Прошло более ста лет, но звучит актуально

Школа дает только путь к знанию, указывает методы приобретения его, самое же знание приобретается потом. Кроме того, технические средства борьбы непрерывно совершенствуются, а вместе с тем изменяются и приемы военного дела. Поэтому необходимо учиться не только на школьной скамье, но всю жизнь, не забывая, что каждый шаг по службе вперед обязывает соответственно расширить и круг своих знаний.
Наш солдат представляет лучшего бойца в мире. Умейте руководить им, будьте по своим знаниям на высоте его великого духа, и победа будет за вами.
И так не в качествах нашего солдата надо искать причину неудач, она лежит в другом—в недостаточной тактической подготовке войск и, главное в нашем невежестве в военном искусстве, выразившемся в пренебрежении к основным положениям теории, выработанным веками и признанными всеми европейскими армиями. Японцы воевали с учебником в руках, добросовестно воспроизводя выработанные шаблоны, мы забросили учебники задолго до войны, подставив на место истинного знания здравый смысл и служебный опыт, и поплатились за это. Теперь вряд ли кто-нибудь станет утверждать, что никакой тактики, как науки не может быть, что тактика—это здравый смысл каждого начальника.
Мы не хотели признавать ее, как науку, которая хотя и не дает рецепта для побед, но предостерегает от грубых ошибок, и делали их на каждом шагу, расплачиваясь за это тысячами жизней. Мы учились на поле сражения за дорогую цену тому, чему не хотели учиться до войны. В действиях противника открывали истины, давно известные всему миру и забытые нами со школьной скамьи. Довольствуясь в большинстве случаев на всю жизнь тем небольшим запасом знаний, который приобретался нами в военном училище, мы спокойно дослуживались до высших должностей, забывая, что военное дело—живое практическое дело, приемы которого непрерывно совершенствуются и видоизменяются, что оно требует неустанной работы, вдумчивого не карьерного отношения к нему.
|
</> |