К этимологии названия города Астрахань

топ 100 блогов marmazov5601.12.2023

В науке существует множество этимологий названия «Астрахань», основные из которых указывают на происхождение этого названия от этнонима «асы» и слова тархан – место, освобожденное от налогов, а также на происхождение от  тюркского «ас» — «низ», «нижний» и «таркан, таракан» — «расположенный», «пребывающий», «находящийся».
Однако наиболее обоснованной считается версия, указывающая на то, что элемент «ас» мог произойти от слова хаджи — паломник согласно цепочке Хаджи — Аджи — Ази — Аз — Ас.
Но, вполне возможно, что название Астрахань имеет иное происхождение, независимое от названия "Хаджи-Тархан", хотя город в какое-то время мог носить и такое наименование.

Для обоснования данного предположения используем слово «острог», потому что город Астрахань вырос из острога или посада. Сам же острог трактуется как населенный пункт, обнесенный частоколом из заостренных кольев или бревен. Сейчас это слово связывается с их остротой, тем более, что др.-гр. ἄστρον — небесное светило, звезда тоже указывает на острые лучи, как и слово «стрела» (санскр. astā, astra) на ее остроту.

Но это лишь одно из древних значений этих слов. Острые лучи звезды имеют некую множественность и разделенность между собой, стрелы в колчане или в полете тоже, как и заостренные колья в стене острога, которая представляет из себя совокупность множества отдельных острых элементов. То есть, здесь может присутствовать древнейшая связь понятий «острый» и «множество». В русском языке эту связь трудно уловить, но в санскрите есть слово «śāta» - острый, заостренный, скудный и есть слово «saṭā» - множество, грива, рой в сопоставлении с śata — очень много, сто. Через эту связь санскритских слов можно выйти и на похожую связь между понятиями «острый» и «множество» в русском языке, потому что слово «строй» может означать не только какое-то количество поставленных в ряд объектов, но и отдельный объект: строй — хозяин дома, строй — нищий, калека, строй — дядя по отцу, строй — палка с метелкой, строй — этаж дома.

При этом надо иметь в виду, что в результате дробления чего-то цельного (например, камня) может получиться множество острых осколков, разделенных между собой. Так, условно говоря, сплошная стена острога дробится на его отдельные элементы - колья или бревна. Понимание этого приводит к пониманию другого древнерусского слова, а именно слова «острога». Предмет «острога», как известно, представляет из себя нечто, подобное вилам. То есть, сплошная рукоятка на конце разделяется на отдельные заостренные элементы. Здесь налицо соединение понятия «дробления на множество элементов единого целого» и понятия «острого». В некоторых случаях к ним присоединяется и понятие «движения»(сравните: стремительность, струя).

Таким образом, слова «острог» и «острога» связаны между собой не только смыслом «остроты», но и смыслом «разделения, раздробления» на множество более мелких элементов элемента более крупного и более цельного. Для того, чтобы определить связь с этими смыслами слова «Астрахань», достаточно обратить внимание на место расположения города с данным названием в дельте реки Волги, где эта великая река делится на многочисленные мелкие протоки и рукава. Причем, сам город Астрахань расположен на 11 островах Прикаспийской низменности. То есть, в этом месте дробится не только большая река, но и сам город, как и земля, на которой он расположен. Вот где истоки происхождения названия города, который получил его благодаря месту своего расположения в дельте реки Волга.

В качестве подтверждения этих своих выводов приведем слова из санскрита: āsa — место, место жительства, близость, соседство и tarh — бить, дробить, разламывать, tarhaṇa — дробящий, разламывающий; asta - дом, жилище, местопребывание и rah - разделять, отделять, rahaṇa – разделение, разложение на части. Сюда же можно добавить санскр. as – быть, иметь место, стрелять, метать, бросать, что можно образно соединить с «разлетом» реки Волга на множество водотоков (рукавов).

При этом санскритские слова trā – охранять, спасать, защитник и hāni — вред, ущерб можно связать с раздроблением реки-защитницы на мелкие части, хотя в данном случае можно указать и на стену острога, которая вовсе не являлась монолитной, а была разделена на плотно поставленные колья.

Здесь я привлеку на помощь удмуртские слова ас — свой, исконный, что по смыслу близко к санскр. as – быть, иметь место, тӧр — вождь, глава, старейшина, что можно сопоставить с санскр. trā – защитник и tar — переправляться через, спасаться, звезда, и таркан — разрушение, расторжение, путаница, причем значение «таркам прич. и сущ. от тарканы (путать, разрушать, расторгать)» приводит нас к словам северного удмуртского наречия тара·к 'довольно много' и кам′ - сила, что позволяет создать образ некой огромной силы, разорвавшей реку Волга на множество рукавов. Наверное, в таком случае северо-удм. кам′ - сила очевидным образом сопоставляется с санскритскими словами hāni — вред, ущерб и āhan — бить, ударять, а также rahaṇa — разделение на части.

Но та же неведомая сила дробит звезду (латин. aster, др.-гр. ἄστρον) на множество лучей, что хорошо накладывается на дробление великой реки в ее устье, где расположен город Астрахань. Ассоциативно такое «дробление» можно сравнить и с выпусканием острых стрел лучником (санскр. astra – стрела, astar – стрелок).

В таком случае название «Астрахань» могло быть сложено из элементов, соответствующих санскритским словам as (быть, иметь место) + trā (охранять, защищать) + hāni — вред, ущерб или же “asta” - дом, жилище, местопребывание + «rahaṇa» – разделение, разложение на части, а то и «astr» со значением «рассеивать» + «āhan» со значением «разбивать». Причем название Астрахань можно сложить и из удмуртских слов ас — свой, исконный (свое место) + таркан — разрушение, расторжение, путаница (или же + тара·к 'довольно много' + кам′ - сила).

Сюда же можно добавить древнетюркские слова aš- 'увеличивать, умножать', tar- 'распускать, разгонять, рассеивать' и hana – мать или же kan – источник, что можно связать с образом матушки Волги, «рождающей» в своем устье многочисленные ответвления -рукава (условных детей).

Нельзя не обратить внимание и на то, что понятию «бить» (дробить) с разделением единого целого на части в названии Астрахань (.s.t.r.h.n.) могут соответствовать санскритские слова śaṭh — бить, tarh — бить, дробить, разламывать, rah — разделять, отделять, rahana — разделение, разложение на части, ahan — бить, ударять, han — бить и даже as — метать, бросать, потому что связь между понятиями «бросать (метать)» и «бить» очевидна.
При этом отдельные элементы «tarh», «rah», «ahan», «han» объединены в слово «tarhaṇa» — дробящий, разламывающий, соответствующее элементу «astṛ» со значениями «рассеивать, разбрасывать". Сюда же можно добавить и финно-угор. tarqan – рассеянный, разбросанный и русское трах (трахать), которое нынче носит непристойный характер.

А так как части (осколки) могут быть острыми и маленькими, то санскр. «śāta» означает «острый, хилый». Могут они быть и мелкими до ничтожности по сравнению с разбиваемым предметом,- поэтому, «āsa» — пепел, прах (к этим смыслам явно примыкает слово «осадок»).

В таком случае тарханная грамота в качестве освобождения от налогов означает выделение части от общего целого, то есть его разбитие, что равнозначно слову удел, отделение.
При этом в словах «ἄστρον» (звезда) и astra – стрела лежит не «āsa» — место, место жительства и не «āsa» — пепел, прах, а, например, «as» — стрелять, бросать, метать (лучами или стрелами), что создает вместе с окончанием trā — защитник образ ночного светила, спасающего человека от темноты. Что же касается слова «острога», то оно, скорее всего, делится на «as» – бросать, метать и «tarh» — бить или же на «asta» - оставлять, покидать, метательный снаряд и «rah» - разделять, отделять, в то время как слово «острог» может делиться на «āsa» — место, место жительства, «trā» — охранять (а при случае, отбивать атаки) и aga — неподвижный, дерево, гора, потому что стоящий на месте острог можно сопоставить и с Мировым древом, и с горой Меру. Сравните; страж.

Чтобы понять всю многозначность древних образов, возьмем санскритское слово «asta» - местопребывание, которое в то же время связано с понятием «оставлять, покидать» и с понятием «метательный снаряд». Человек покидает место своего пребывания, а бросаемое им копье покидает его самого. Это и дало повод нашему древнему предку связать все эти понятия между собой. Сам же смысл «движения» как «перехода или переправы» (tara – переход, пересечение, переправа) есть и в слове «tarh» — бить, дробить (то есть переводить из одного состояния в другое), и даже в слове «trā» — охранять. Не зря же обходившие в древности свой участок ночные сторожа стучали колотушками, потому что сохранялась память о еще более древней связи этих понятий,- бить и двигаться, охранять. Любопытна и связь понятия «место расположения» и понятия «бить», которое сохранилось в выражениях типа «разбить лагерь» и которое имеется в санскритских словах “asta” - местопребывание, «āsthā» - находиться и «śaṭh» — бить. Здесь, также, просматривается картина разделения, например, войскового подразделения, единого при своем переходе в колонне, на отдельные элементы при его расположении на отдых, когда колонна рассыпается на отдельных солдат.

В заключение, обращаем ваше внимание на то, что указанным словам из санскрита в других языках могут иметься свои собственные, в том числе близкие к ним, соответствия, которые позволяют давать трактовку названия Астрахань (Азсторокань, Азтаракань, Азтарокань, Азторакань, Азторокань, Азторохань, Асторокань, Асторохань, Астрохань, Хазторокань, Хаджи-тархан) с помощью своих собственных значений, образно связанных между собой.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
...
Знаете ли вы, что 7 декабря 2021 года Государственный Эрмитаж торжественно празднует День святой Екатерины, в честь которой названа при крещении основательница музея императрица Екатерина Великая? По такому случаю Эрмитаж дарит особый подарок своим посетителям — бесплатный вход в Главный ...
В американском (а кое-где уже и в европейском) обществе набирает ход харассмент. Но, как это часто бывает, внедрение непродуманных законов иногда приводит к совершенно неожиданным последствиям. В данном случае одним из них (согласно недавнему опросу) стало резкое снижение числа ...
...
Вчера позвонили представители ресурсного центра, сказали, что наш председатель (Лексин) хочет провести встречу с членами общественного совета. Напомню, общественный совет это организация состоящая из общественников, которые на полной инициативе должны доносить до властей проблемы людей. ...