К двенадцатому января
jenya444 — 13.01.2022 Михоэлс о Тевье, журнал "Огонек", N. 35 и 36 за 1938 год, к постановке "Тевье-молочника" в Московском государственном еврейском театре.Соломон Михоэлс и Любовь (Либа-Рейза) Ром, "Тевье-молочник", 1938.
(ещё одна фотография тут)
" ... Один из основных приемов, которым Шолом-Алейхем вскрыл сущность мира своего героя - Тевье, - заключается в том, что он в любую минуту своей жизни, среди непрерывных затруднений, волнений, неудач пытается привести цитаты из священного писания или изречения талмудистских мудрецов, чтобы объяснить самому себе происходящее. Этими цитатами, изречениями и сентенциями набита до отказа голова Тевье. И не удивительно! Чем еще мог ответить на множество вопросов, возникавших у Тевье, застывший и уродливый местечково-синагогальный быт, которым, как цепями, он был опутан? Но Тевье, конечно, никак не мог уложить в прокрустово ложе библейско-талмудических цитат свой горький житейский опыт. Жизнь раскрывается перед Тевье в своем истинном виде, и он становится как бы новым комментатором библейской премудрости.
Старым читателям казалось чрезвычайно смешным невежество Тевье. Разве может кто-либо другой позволить себе перевести молитву “Исцели нас, да исцелимся” приблизительно так: “Господи, ниспошли нам лекарство, болезнь у нас самих найдется”? Или слова о различнейших видах смертей, написанных каждому на роду: “Кто в огне, кто в воде”, - толковать, как Тевье: “Что ж, как в писании сказано: «Кто ездит верхом, а кто ходит пешком»”.
Но тут же возникает мысль, что смешное толкование талмудической и библейской премудрости объясняется не только невежеством Тевье-молочника, оно вызвано главным образом тем, что эта премудрость давно стала мертвой догмой, талмуд не мог объяснить противоречий народной жизни, новых социальных сдвигов. Народ уже ощутил эти сдвиги и ищет иных ответов, чем те, которые предлагали раввины и законоучители, пытавшиеся сгладить противоречия и доказать незыблемость устоев старого мира. Да, не силен Тевье в премудрости библейской, не искушен в талмуде, и с грубостью невежды бродит он по лабиринтам талмудической казуистики. Зато он силен мудростью народной и обладает глубочайшей прозорливостью, которая иногда поднимает его до вершин образных обобщений. ... "
К последнему семестру обучения в Мичигане Д. уже практически закончил всю математику с компьютерами и может взять пару-тройку гуманитарных курсов. В частности он записался на курс Крутикова по "Тевье-молочнику" и как раз сегодня рассказал об этой пикантной детали: ивритский текст молитв и изречений совсем не соответствует объяснениям Тевье на идише. Кроме "Тевье-молочника" Д. записался на курс по Гамлету. На Гамлете 15 человек, на лекции по Тевье сегодня в зуме было 130.
|
</> |