К дискуссии о венчании
diak_kuraev — 25.11.2017 1. Неясно, что именно именуется "таинством бракосочетания" - само по себе сочетание двух людей в союзе или же церковные ритуалы.2. Церковное "чинопоследование таинства венчания" весьма позднее.
"Христианское осмысление народного обряда венчания далеко не сразу привело к превращению его в часть церковного чинопоследования благословения брака. Вероятно, первоначально венчание вошло как обязательная часть в церковное чинопоследование только при бракосочетании визант. императоров и высокопоставленных чиновников - в рукописях чин венчания нередко надписывается как «Венчание князей (в греч. оригинале Βασιλέων - царей) и бояр, и всех православных христиан» или подобным образом (слова «и всех православных христиан», видимо, прибавлены к первоначальному варианту названия чина).
В VI в. среди простых людей обряд брачного венчания еще был связан не с церковным чином, а с праздничной трапезой" (Прав. энциклопедия).
До той поры обходились нецерковными народными обычаями и обрядами при объявлении брака. 7 правило Неокесарийского собора: «Пресвитер на браке двоеженца не пиршествовати. Понеже двоеженец имеет нужду в покаянии. Какой же был пресвитер, который чрез участвование в пиршестве одобрял бы таковые браки" (Неок. 7).
То есть брачный пир в присутствии священника это и есть форма церковной легитимации брачного союза.
3. Во времена, когда составлялись каноны, осуждающие заключение браков, следующих за первым, и речи не было о различении браков "венчаных" и "гражданских". И именно по причине редкости венчаний.
4. Церковь и сегодня заявляет о признании любых форм декларации вступления в брачные отношения (в советском ЗАГСе или в чуме у шамана).
5. Если начать скрупулезный подсчет прежде бывших браков (при решении вопроса о допустимости венчания нового), то встанет вопрос о том, включать ли в это число "приключения на дискотеке", никак не оформленные ни по какому обряду. Для кандидата в священство это считается препятствием.
6. По распространенному толкованию, брачные венцы это награды молодоженам за сохраненную чистоту. Кстати, в этом случае деньги за венчания брать совсем нехорошо - ибо вообще неприлично награждать за деньги. Венчают ("первым чином") девственников. А для установления этого состояния надлежит пройти исповедь. Многие ли нынешние молодожены согласятся на это - учитывая риск, что по итогам исповеди венчание может быть отменено и партнер тем самым, возможно, из факта этой отмены узнает неизвестную ему правду о любимом (любимой)?
Если все делать "как встарь", то венчания будут так редки, что о них впору сообщать в газетах как о сенсации "последние девственники нашего городка венчались вчера в кафедральном соборе".
И еще: в поздне-советские годы и в 90-е по необходимости у нас было безграничная икономия в поставлении священников. Второбрачные и просто не-девственники сплошь и рядом допускались до священства. Да, вопреки канонам. Но что же показал опыт их служения? Точно ли такие "неканоничные" священники служат хуже "каноничных"? Я знаю случаи, когда именно второбрачные батюшки заслуженно любимы прихожанами. Может быть, потому, что у них всегда есть повод для собственного смирения.
|
</> |