К дате
beauty_spirit — 09.05.2024Я очень сочувствую Жене Беркович, как человеку, впрочем, как и всем, кто сейчас находится в местах лишения свободы за свою позицию. Мне нравятся многие ее стихи. Но чего-то накипело, пора об этом сказать - мне совершенно не нравится то стихотворение про разговор с дедом, которым последние пару лет мне забивают всю ленту, особенно на девятое мая. Оно, наверное, талантливо написано, но речь сейчас о смысле. Ведь по сути, это тот же трюк, который проделывает сейчас власть — те тоже считают возможным приватизировать и пускать на свои сиюминутные нужды память о войне, говорить от лица неких абстрактных покойных фронтовиков, присваивать им какое-то соборное мнение по тому или иному вопросу, хотя никто не давал таких полномочий (мои деды, например, так точно не давали никому права пользоваться их именем). Ну вот в этом «Разговоре с дедом» то же самое, только с другим знаком.
Там некий вымышленный дед такого же вымышленного героя Сережи, дает внуку указания, говоря от лица всех фронтовиков и в частности говорит ему, чтобы он его просто забыл:
«Не нужна нам ни ваша гордость,
Ни ваш потаённый стыд.
Я прошу тебя, сделай так,
Чтоб я был наконец забыт»
Когда герой Сережа протестует, говоря, что с дедом у него связаны какие-то личные воспоминания, дед говорит «Ничего». И это прямо таки выдается за глас поколения фронтовиков («мы», «нам», «нас»). Я не могу понять это, не говоря уж о том, чтобы принять. Речь даже не о том, что вряд ли чей-то конкретный персональный дед хотел бы, чтобы его не помнили даже родные внуки, типа помер Трофим и хер с ним. Речь идет о том, что победа над гитлеровской коалицией — важная веха в истории (причем, скорее всего, для всего человечества в целом) и каждый человек заслуживает, чтобы о нем помнили. У нас и так чего-то, смотрю, какое-то общество иванов с пресловутой амнезией и по поводу родства, и по поводу многих важных вещей. Если мы забудем еще и об этом — с чего все начиналось, чем закончилось, кто герои, а кто подонки, то можно считать, что ОНИ победили. И тогдашние, и современные.
ЗЫ Георгий Васильевич Малаков (1928-1979), "Эхо. "Лист из серии "Киев в грозное время", 1975, линогравюра. К сегодняшнему празднику вот напомнили. У Малакова есть очень замечательные зарисовки, сделанные им еще в подростковом возрасте во время оккупации. Не хочу забивать никому ленту большой подборкой, но если интересно, то очень рекомендую загуглить и посмотреть