К чести абхазского народа

топ 100 блогов diak_kuraev18.10.2023

память о праве первой брачной ночи у них сохранилась в виде рассказов об убийстве князей

Один такой случай зафиксирован А. П. Череповым в 1866 г. Названный автор в «Кратких заметках о сословиях и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии», говоря о существовавшей прежде в Абхазии практике первой брачной ночи, сообщает следующее: «Предание указывает на два случая плачевных последствий такого права: Апыдзхуаи Эмхы(, где в первой общине из рода Дбар, а во второй из рода Чан или Чанбо за посягательство воспользоваться варварским обычаем были умерщвлены владельцы этих родов (речь идет о дворянах Маан) мужьями жертв обычая.  

(Краткие заметки тит. сов. А. П. Черепова о сословиях и взаимных отношениях жителей Бзыпского округа Абхазии. 15–22 июля 1866 г. // Материалы по истории Абхазии XIX в. (1863–1874 гг.). Сборник документальных материалов. Т. 3. Сухум, 2012. — С. 163–164)ю

Абхазские крестьяне, как и средневековые европейские, имели право откупиться от jus primae noctis уплатой подати — а́чма (калым). Тот же А. П. Черепов сообщает, что установление такой уплаты давнее.

«Ачма прежнего времени заменилась платою коров. В большей части случаев ачма не превышает шести коров и 6 рублей. Рубли стали брать по занятии русскими Бомбор , а до того к коровам надбавлялось 43 куруша (куруш 5 копеек)».

Р. Хашба в работе «Культ плодородия в абхазском фольклоре», опубликованной в 2012 г., пишет следующее: «Непонятен и обычай “права первой ночи”. Он существовал у некоторых народов Кавказа сто-сто пятьдесят лет назад… Обычай заключался в том, что после женитьбы крестьянина невесту в первую брачную ночь должен был посетить князь (владетель, дворянин и т. д.). И этот обычай принимался как должное. Позже стали относиться к нему, как к следствию социального неравенства, как к праву сильного над слабым. Уже ближе к нашему времени этот обычай стал порождать протест, который часто приводил к смертельному исходу. Информатор Ж. Ш. Гумба-Агрба рассказывает, что их род жил когда-то на реке Гума (на Северном Кавказе). Их было три брата. И когда после женитьбы младшего, по обычаю, молодую должен был посетить местный князь, старшие братья воспротивились этому, убили князя и всем родом переселились в Гудаутский район (с. Дурипш), где их род живет и по сей день»

(Хашба Р. А. Культ плодородия в абхазском фольклоре // Национальные культуры в современном мире. Литература. Фольклор. По материалам Международной научной конференции. 22–26 октября 2003 г., г. Сухум. М. – Сухум: АбИГИ, 2012. — С. 312–313)

В с. Мгудзырхуа Гудаутского района одно из колен рода  Жьиаа совершают традиционное моление (аныҳәара). По словам ее совершителя  Шули Ажьиба (АГТРК, запись 2016 г.), история происхождения этого моления следующая. В Ашуы (Ашәы — абхазское название територии, занимаемой абазинами на Северном Кавказе) проживали двое братьев из рода Жьиаа. Старшего звали Кыпа, младшего — Пача. Когда старший брат решил вступить в брак, он решил поделиться этим с младшим братом. Последний в свою очередь напомнил ему, что есть закон, согласно которому право первой брачной ночи принадлежит князю. Тогда старший брат сказал, что пока существует такой закон, он не женится. Прошло время. Однажды один из соседей Кыпы и Пачы был приглашен в качестве зятя. Его сопровождал Пача, которому в гостях понравилась одна красивая девушка. Он решил сосватать ее за старшего брата. Кыпа и молодая девушка свиделись, и они очень понравились друг другу. Пача же принял решение, что в ночь, когда его старший брат будет приводить невесту в дом, он убьет князя. При этом он хорошо осознавал, что после такого поступка они с братом и его женой должны будут покинуть родину. 

Во время застолья, посвященного приводу невесты для старшего брата, Пача вначале застрелил телохранителей князя, стоявших у дверей дома, а затем и самого князя, восседавшего во главе стола. Далее Пача взял старшего брата и его молодую невесту, посадил их на лошадей, и они вместе поспешно направились к перевалу. По дороге их застигла непогода. Лошади не шли вперед. Тогда они увидели огромное дубовое дерево, под которым и укрылись. Пача обратился к дереву: «Сохрани нас, и покуда мы будем живы, тебя не забудем». Вскоре тучи рассеялись, погода исправилась, а путники, с трудом преодолев перевал, прибыли в Абхазию, где поселились среди однофамильцев. Вскоре у Кыпы родился сын. Когда ему было около двух лет, он тяжело заболел. Никакие лекарства не помогали. Тогда Пача обращается к провидице-гадалке, жившей в с. Адзюбжа. По словам Шули Ажьиба, она стала гадать ему сперва на фасоли, затем на картах . Провидица сказала, что у Пачы и его брата есть невыполненный обет. Тогда он вспомнил обет, который был дан под сенью дуба. Однако он уже не помнил место, где стояло то дерево, и навряд ли смог бы его найти. В таком случае провидица рекомендовала совершить моление с закланием жертвенного животного — годичного козленка — под сенью любого другого дубового дерева, произрастающего вблизи от их нового места жительства в с. Мгудзырхуа. Пача, вернувшись домой, совершил все, как ему было сказано. Вскоре ребенок выздоровел, а само моление по-прежнему совершается ежегодно до сегодняшнего дня.

Тут также следует отметить любопытную параллель — в обычном праве абхазов в вопросах наследования применяется практика как майората, так и минората (порядок наследования имущества при обычном праве). При этом минорат известен как зависимое крестьянское держание Средних веков в Европе, по преимуществу крестьянский двор. В наследовании имений высшего дворянства минорат не применяется, применяется майорат. В литературе встречается увязка такого порядка не только с естественным процессом отхода старших сыновей в крестьянских хозяйствах на самостоятельное жительство, но и с необходимостью подтверждения генетического родства детей в условиях действия права первой брачной ночи — младшие дети в семье гарантированно происходили от отца семейства, но не от феодала. Кстати, даже в абхазском обычном праве практика минората — строго крестьянская, в то время как высшие сословия практиковали майорат.

https://anyha.org/pravo-ubezhishha-v-cerkvi-i-pravo-pervoj-brachnoj-nochi-u-abhazov/?ysclid=lnvjbgdufb204540861


Так  было не везде...

Шотландская деревня, собрание, выходит староста:

- У меня две плохие новости!.. Наш лорд ввел право первой ночи!

- А на что это ему? Он же пи*ор!

- А вот это вторая плохая новость!

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Третий день в Белоруссии Утро. Логистика этой поездки сложная и плохо объяснимая. Две ночи в одном отеле и одна в другом. Первый отель за мкадом, рядом с минским морем. А второй в центре. Таким образом на сегодня выпал переезд. Наш замкадный отель с бассейном и прочими ...
Расенская история (начало) Нормально-человеческая история этрусков (а не бубнение про "протовиллановскую археологическую культуру", "виллановскую культуру", "особенности погребения и керамики" и пр.), с реальными людьми и событиями, начинается тогда, когда народ тусков попадает в поле ...
А не энтот ваш безблагодатный Голливуд!! :) ...
Любуемся на редкую породу биколор жулебинский? Вот ведь поза, а? ...
Кевин Слоан — художник из Денвера, работающий в основном акрилом на холсте, а иногда и рисунками и картинами на бумаге. Он вырос в Де-Мойне, штат Айова, и его ранний интерес к искусству был воспитан в студенческих классах Центра искусств Де-Мойна и, в частности, в их резидентском ...