Журнал красивой жизни. Часть 2

топ 100 блогов bogachkova1957 — 25.06.2024

Продолжение обзора выставки «Журнал красивой жизни» о первом отечественном глянце «Столица и усадьба» в Музее русского импрессионизма, начало - Журнал красивой жизни. Часть 1.

Художественные выставки. Обзоры культурных событий в газетах и журналах были в начале ХХ века чрезвычайно популярны. Рецензии на выставки публиковались даже в общественно-политических изданиях. Разумеется, и Владимир Крымов не мог оставить свой журнал «Столица и усадьба» без художественного раздела.

Журнал красивой жизни. Часть 2

Писать отзывы об экспозициях был специально приглашён критик Сергей Кондаков. Его личный вкус оказался довольно консервативен. Так о выставке футуристов Кондаков писал: «Время от времени дома сумасшедших устраивают выставки изделий своих питомцев. Иногда здесь бывают интереснейшие произведения больной души. Футуристы не сумасшедшие и не больные таланты, это просто развязные молодые люди, вроде тех, что торгуют из-под полы на бульварах Парижа или под аркадой Неаполя. Удивительно одно, каким образом императорское общество поощрения художеств прикасается к этому делу… Эта выставка треугольников, молотков, коробок от пудры, ложек, спичек, старых жестяных труб. А по трагическому утверждению одной из посетительниц даже отрубленного хвостика милого Тоби никакого касательства к художеству не имеет. А расчёт господ футуристов прост – всегда найдутся умники, которые будут ходить вокруг хвостика Тоби и глубокомысленно рассуждать – почему он закручен вправо, а не влево».

Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Виталий Тихов. Купальщицы. 1910. Холст, масло. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.
Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (На фоне стены). 1916. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Николай Фешин. Портрет Надежды Михайловны Сапожниковой (На фоне стены). 1916. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Константин Сомов. Две дамы на террасе. 1896. Бумага на картоне, акварель, белила, бронзовая краска, карандаш. ГРМ.
Константин Сомов. Две дамы на террасе. 1896. Бумага на картоне, акварель, белила, бронзовая краска, карандаш. ГРМ.
Екатерина Гольдингер. Солнечный луч. 1911. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края.
Екатерина Гольдингер. Солнечный луч. 1911. Холст, масло. Государственный художественный музей Алтайского края.

Об этой картине Гольдингер критик Кондаков писал следующее: «Робкий весенний солнечный луч Гольдингера», - увы, критик не разобрался, что автор женщина, - «золотит серую стену. Несмотря на скромность сюжета, картина эта производит впечатление виртуозного изучения натуры». Екатерина Гольдингер профессионального художественного образования не имела, она брала частные уроки у преподавателей московского училища живописи Константина Савицкого и Леонида Пастернака. Затем училась в Париже в мастерской Кормона. Мотив солнечных бликов в интерьере был у художницы одним из любимых.

Виктор Штембер. Сидящая обнажённая. 1910-е (?). Холст, масло. Собрание С. Степанова, Москва.
Виктор Штембер. Сидящая обнажённая. 1910-е (?). Холст, масло. Собрание С. Степанова, Москва.
Алексей Карев. Кувшин с цветами и футляр балалайки. 1915. Холст, темпера. ГРМ.
Алексей Карев. Кувшин с цветами и футляр балалайки. 1915. Холст, темпера. ГРМ.
Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Холст, мало. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Сергей Судейкин. Морская идиллия. 1914. Холст, мало. Собрание KGallery, Санкт-Петербург.
Константин Богаевский. Воспоминание о Мантенье. Эскиз. 1910. Холст, темпера. Вятский художественный музей им. Васнецовых.
Константин Богаевский. Воспоминание о Мантенье. Эскиз. 1910. Холст, темпера. Вятский художественный музей им. Васнецовых.
Борис Григорьев. В парижском кафе. 1913. Картон, карандаш, темпера. Частное собрание, Москва.
Борис Григорьев. В парижском кафе. 1913. Картон, карандаш, темпера. Частное собрание, Москва.

Из всех художников левых течений редакция журнала особенно выделяла Бориса Григорьева. Его картины неоднократно воспроизводились в обзорах выставок «Мира искусства», а работа «В парижском кафе» даже удостоилась цветной вклейки в одном из номеров. В 1913 году Григорьев приезжает в Париж, где создаёт цикл картин, в которых постоянными персонажами становятся посетители ночных баров, ресторанов, кабаре и кафешантанов. Эти парижские сюжеты наследуют сценкам Анри де Тулуз-Лотрека. Интерес к игровому началу, к театрализованности, к жизни в искусстве, склонность к некоторой изломанности линий, во Франции становятся основой его творческого метода.

Александр Маковский. Портрет академика Якова Дмитриевича Андреева. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Александр Маковский. Портрет академика Якова Дмитриевича Андреева. 1915. Холст, масло. Частное собрание, Москва.

Петроград во время войны. С началом Первой мировой войны журнал почти не изменил своей повестки. В этой рубрике только сообщалось, что большинство дам нашего общества занято работой в Красном кресте, в разных общинах и лазаретах, шитьём на раненых дома - мы будем печатать серию портретов работающих. В соответствии с этим обещанием на страницах журнала публиковались фотографии представительниц столичной элиты, среди которых воспроизводился и графический портрет Валентина Серова, запечатлевший княгиню Ольгу Орлову. На выставках же отражение войны все-таки иногда появлялось, но не часто.

Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Бумага на картоне, пастель, уголь. ГРМ. - Максим Мартынов. Портрет великой княгини Виктории Фёдоровны. 1915-1916. Картон, тушь, перо. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
Валентин Серов. Портрет княгини Ольги Константиновны Орловой. Эскиз. 1911. Бумага на картоне, пастель, уголь. ГРМ. - Максим Мартынов. Портрет великой княгини Виктории Фёдоровны. 1915-1916. Картон, тушь, перо. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Санкт-Петербург.
Сергей Лодыгин. XVIII век (Маркиза). - XХ век (Дама). Оба: 1916. Картон, тушь, перо. ГМИИ.
Сергей Лодыгин. XVIII век (Маркиза). - XХ век (Дама). Оба: 1916. Картон, тушь, перо. ГМИИ.
Анна Остроумова-Лебедева. Нефтехранилища. 1916. Холст, масло. ГРМ.
Анна Остроумова-Лебедева. Нефтехранилища. 1916. Холст, масло. ГРМ.

Туризм. Хотя редакция «Столицы и усадьбы» и отмечает с иронией, что русские путешествуют менее всех других народов, тем не менее поездки по Европе, в Крым или на воды любили как подписчики журнала, так и художники. Живописцы кинулись в Италию и Париж, который уже стал к тому времени столицей искусств. С удовольствием они отправлялись в пенсионерские поездки от учебных заведений или находили меценатов, готовых взять их с собой в путешествие. Написанные во время таких поездок картины публиковались в том числе и в журнале «Столица и усадьба», становясь путеводителем для читателей и заинтересованных туристов. Кстати, сам Крымов несколько раз совершал кругосветные путешествия и был горячим апологетом туризма.

Николай Беккер. В Крыму. 1917. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Николай Беккер. В Крыму. 1917. Холст, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Картон, масло. Томский областной художественный музей.
Константин Коровин. Севастопольский базар. 1915. Картон, масло. Томский областной художественный музей.
Константин Вещилов. На Капри. 1912. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
Константин Вещилов. На Капри. 1912. Холст, масло. Самарский областной художественный музей.
Анна Остроумова-Лебедева. Сеговия. Вид на собор вечером. 1914. Бумага, акварель, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
Анна Остроумова-Лебедева. Сеговия. Вид на собор вечером. 1914. Бумага, акварель, карандаш. Вологодская областная картинная галерея.
Борис Анисфельд. Мост Риальто. Венеция. 1914. Холст, масло. ГРМ.
Борис Анисфельд. Мост Риальто. Венеция. 1914. Холст, масло. ГРМ.
Константин Горбатов. Старый Псков. 1915. Бумага на картоне, темпера. Частное собрание, Москва.
Константин Горбатов. Старый Псков. 1915. Бумага на картоне, темпера. Частное собрание, Москва.
Исаак Бродский. Ледоход в Пскове. 1913. Картон, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Исаак Бродский. Ледоход в Пскове. 1913. Картон, масло. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Журнал красивой жизни. Часть 2

В зрительной зале. Рубеж веков в России ознаменовался мгновенным расцветом всех пластических искусств - живописи и скульптуры, театра и танца. Журнал публиковал материалы по истории крепостного театра и подробно описывал любительские спектакли, в которых принимали участие великие князья и княгини. Освещались и театральные коллекции столичных балетоманов. Некоторые авторы советовали журналу чаще публиковать фотографии усадебных интерьеров, не только красивых, но и самых нелепых, с той целью, чтобы театральные художники точнее воспроизводили уклад русской усадьбы на сцене. Художники охотно писали портреты актрис, режиссёры выступали с самыми радикальными манифестами. Всему этому находилось место на страницах журнала.

Константин Сомов. Эскиз занавеса свободного театра. 1913 (?). Бумага на картоне, гуашь, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Константин Сомов. Эскиз занавеса свободного театра. 1913 (?). Бумага на картоне, гуашь, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Мстислав Добужинский. Голубая комната. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. ГТГ.
Мстислав Добужинский. Голубая комната. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. Бумага на картоне, акварель, гуашь, карандаш. ГТГ.
Мстислав Добужинский. Зелёная гостиная. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. Бумага, акварель, гуашь. Музей МХАТ.
Мстислав Добужинский. Зелёная гостиная. Эскиз декорации к комедии И. Тургенева «Месяц в деревне». 1909. Бумага, акварель, гуашь. Музей МХАТ.
Лев Бакст. Эскиз костюмов двух беотиек для Брониславы Нижинской и Веры Фокиной, и эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Н. Черепнина в постановке М. Фокина. Около 1911. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Лев Бакст. Эскиз костюмов двух беотиек для Брониславы Нижинской и Веры Фокиной, и эскиз костюма беотийца к балету «Нарцисс» Н. Черепнина в постановке М. Фокина. Около 1911. Бумага, карандаш, акварель, серебряная краска. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Исаак Бродский. Портрет Нины Сергеевны Чернобаевой. 1916. Холст, масло. Научно-исследовательский музей при РАХ, Санкт-Петербург.
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Гзовской. 1912-1945. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. - Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Лопуховой. 1915. Холст, масло. Русский центр искусств, Калининград.
Матвей Зайцев. Портрет артистки Ольги Гзовской. 1912-1945. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. - Федот Сычков. Портрет балерины Евгении Лопуховой. 1915. Холст, масло. Русский центр искусств, Калининград.
Василий Денисов. Карикатура на Николая Евреинова. 1914. Бумага, карандаш, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Василий Денисов. Карикатура на Николая Евреинова. 1914. Бумага, карандаш, акварель. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.
Мстислав Добужинский. В Скворечниках. По мотивам спектакля «Николай Ставрогин» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»). 1913. Холст, масло. Музей МХАТ.
Мстислав Добужинский. В Скворечниках. По мотивам спектакля «Николай Ставрогин» (по роману Ф. Достоевского «Бесы»). 1913. Холст, масло. Музей МХАТ.

Что касается спецпроекта на 3-м этаже музея о «красивой жизни» в современном искусстве, то мне он показался совсем неинтересным и примитивным, даже не буду упоминать.

Всего в экспозиции представлено почти 100 произведений из 44 государственных и 14 частных собраний — проект объединил рекордное для музея количество художественных коллекций от Калининграда до Томска.

Кураторы: Юлия Петрова — директор Музея русского импрессионизма, Ольга Юркина — специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма.

Интересно! В начале XXI века в Санкт-Петербурге предпринято воспроизведение полного комплекта журнала. 90 номеров «Столицы и усадьбы» переплетены в семь томов, подобрана специальная бумага, приближенная к оригиналу, все иллюстрации переданы с максимально приближенными к оригиналу цветами.

Было создано два варианта исполнения: в первом — кожаный переплёт, сохранен оригинальный формат, на обложке воспроизведена иллюстрация с открывающего том номера журнала; второй переплетён в ткань, на обложке — тиснение золотом, издание выполнено в уменьшенном на 10 % формате с сохранением пропорций.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Чемпионат мира по «Что? Где? Когда?» (4-5 ноября 2017 г., Астана) Первый отборочный этап. Тур Михаила Иванова (Саратов) Редактор благодарит за тестирование пакета и ценные замечания Андрея и Сергея Абрамовых, Антона Бочкарева, Евгения Быстрова, Бориса Гуревича, Александра ...
Девушка описывает две истории - одна с накаченным красавчиком, который оказался женат, поэтому ему не дали. А вторая, уже недоистория - с вузовским профессором, тоже красавчиком, которому тоже пришлось отказать. Как думаете, в чем ее проблема? «На сайте знакомств познакомилась с ...
Ну, посмотрел "лучший новый фильм о войне" Т-34 и я: вчера в 21.00. запустили на России-1. Сюжет незамысловат. Искусно маневрируя в брошенной жителями деревни, экипаж тридцатьчетверки разделывает под Москвой немецкую танковую роту, но их командирский танк, которым командует опытный ас, ...
Растекся по кровати... И лапочка такая торчит) И вот представьте, как мне от такого снотворного на работу уходить? Завидно же! Неужели кто-то спокойно живет без вот этих лапок на диванах - кроватях? И как это? Ну нет, я даже не хочу знать, как это) ...
В этой части давайте немного погуляем по венскому Арсеналу, находящемуся в 10 ...